Возьмет и не победит: доверяете ли соцсопросам до выборов президента России

фoтo: Aлeксeй Мeринoв

Тeм нe мeнee, eсли вы пoсмoтритe нa тo, чтo пишут в сoциaльныx сeтяx, вoзникaeт oщущeниe, чтo исслeдoвaния прoвoдятся в кaкoй-тo другoй стoрoны. Блaгoстнaя кaртинa, кoтoрую рисуют сoциoлoги, сoвсeм нe сooтвeтствуeт aтмoсфeрe, цaрящeй в Интeрнeтe. Тaм кипят нeшутoчныe стрaсти, и дoвoльны пoлoжeниeм дeл в стрaнe, oчeвиднo, меньше, чем недовольных. Насколько совершенны методы измерения общественной температуры, применяемые сегодня социологическими услуги? Попробуйте узнать.

Опросы общественного мнения, основан на предположении о том, что действительно случайной выборки даст точную картину всего населения города, области или страны. Но nec модель очень чувствительны к ошибкам при составлении выборки и методы проведения опросов. Промахи могут быть очень серьезными. В истории, например, ввести в случае 1948 г.: три ведущих американских социологических компаний (“Gallup”, Roper Center и Crossley) прогнозировали победу на президентских выборах республиканец Томас Дьюи над демократом Гарри Трумэном. Однако победил, как известно, Трумэн.

Из более свежих примеров — ошибка американских социологов, прогнозировавших победу на президентских выборах Хилари Клинтон. Победа Дональда Трампа стала для многих людей является сюрпризом, так как СМИ, эксперты, аналитики привыкли доверять рейтингам. В великобритании доверие к социологам стоит карьера премьер-министру Джеймсу Кэмерону: исследования показали, что британцы предпочтут остаться в европейском союзе, а они проголосовали за Brexit. Российские социологические компании оптовая ошиблись с результатами мэрских выборов в Москве в сентябре 2013 года. Навального тогда пророчили скромный результат, а он получил 27% голосов.

Можно привести и другие примеры несоответствия являются социологических данных о результатах голосования. Вывод следует простой: предвыборная социология-это только прогноз. И так, как прогнозы синоптиков, социологические прогнозы, также далеко не всегда сбываются. В конце концов, и синоптики гадают не на кофейной гуще, у них есть свои математические модели для прогнозирования. Но всегда может вмешаться какой-то фактор, который меняет развитие прогнозируют процесса, вместо солнышка дождь.

Тем не менее мы смотрим прогноз погоды, принимаем меры, когда сейсмологи предсказывают землетрясения. И изучать рейтинги политиков. Человек так устроен, что не может находится в состоянии неопределенности. Ему нужны какие-то ориентиры на будущее. Прежде короли держали при дворе астрологов. Были монархи, которые без совета астролога не принимать важных решений. Теперь глав государств ориентируются на данные социологов. В эпоху научно-технического прогресса социология все-таки убедительней гадания по звездам. Но и он не застрахован от неудачи.

Для своих причин много дискуссий в профессиональной среде. Давайте обратим внимание на те факторы, которые могут играть важную роль в нынешней президентской кампании. Большинство людей характеризуют конформистская модель поведения. Желание выглядеть как “все” приводит к тому, что часть опрошенных неискренне отвечают на вопросы социологов. Это наглядно демонстрируют последние американские выборы. Ведущие американские СМИ явно симпатизировали Хиллари Клинтон и активно критикует Дональд Трамп, как человек, совершенно не подходит для роли президента США. Поэтому заранее признаться в симпатии к нему, решался далеко не каждый американец, отдавший затем за него свой голос.

Нечто подобное наблюдается и в случае с английским Брекзитом: нежелание, чтобы продемонстрировать свое несогласие с тенденцией, с позиции власти, истеблишмента и крупнейших сми по этому вопросу может подтолкнуть часть респондентов в ходе предварительных соцопросов скрыть свое истинное мнение.

В России давление официоза и провластных СМИ на население в еще большей степени, чем на Западе. Страна окутала атмосфера “осажденной крепости” поддержка несистемной оппозиции приравнивается уже чуть ли не предательство к Родине. Следует также принять во внимание историческую память этих поколений, которые нашли на СССР. В Советском Союзе люди были уверены, что КГБ слушает почти все. Фраза “это не телефонный разговор” был в те времена в очень широком повседневной жизни. Между тем, исследования проводятся, как правило, по телефону.

Запретительные законы, которые сегодня принимает Россиян, которые борются с анонимностью в Интернете, а также укрепляют граждан в мысли, что государство стремится контролировать каждый их шаг. Многие люди слышали о том, что в России сажают за посты в социальных сетях. Которые хотят пойти против мейнстрима в такой обстановке, естественно, становится меньше. И, соответственно, ошибки резко возрастает.

К сожалению, при публикации результатов исследования не показывает, сколько людей отказалось в них участие, а это очень важный показатель. Среди отказалась ответить доля критически настроенных к власти может быть выше, чем среди лояльных, и эти взгляды остаются неучтенными. Но исследования показывают долю качели, шаткий, и эта доля очень высока. По данным, например, социологической службы ФБК, он составляет 21 процент. Поведение этой категории избирателей предсказать довольно трудно. Под влиянием некоторых событий, оно может измениться буквально накануне дня голосования. Каковы могут быть эти события — на этот вопрос уже не к социологам, а к астрологам и ясновидящим.

Слова, рейтинги, рейтингами, но сказать, что выборы были полностью лишены интриги, было бы еще большим преувеличением. Насколько точной информации, социологических служб, мы узнаем вечером 18 марта. То же самое можно посоветовать одно: в ситуации кризиса можно ожидать в политике надо относиться как к прогнозу погоды в период межсезонья. Даже обещают солнечный день, лучше иметь при себе зонтик. На всякий случай.