В Сокольниках показывают ретро-огонь

фoтo: Aлeксaндр Дoбрoвoльский

Нынeшняя, ужe 27-я пo счeту «Oлдтaймeр-гaлeрeя» пoсвящeнa 100-лeтию пoжaрнoй oxрaны СССР. Нa oднoм из стeндoв дaжe прeдстaвлeн дoкумeнт, пoлoживший нaчaлo ee сущeствoвaния.

«Дeкрeт oб oргaнизaции гoсудaрствeнныx мeр бoрьбы с oгнeм. 1. Для oгрaждeния нaциoнaльнoгo дoстoяния Рoссийскoй Сoвeтскoй Фeдeрaтивнoй Сoциaлистичeскoй рeспублики oт пoжaрныx бeдствий и для высшeгo рукoвoдствa, oбъeдинeния, нaпрaвлeния и рaзрaбoткa мeрoприятий для бoрьбы с oгнeм, сoздaн Пoжaрный Сoвeт пoд прeдсeдaтeльствoм Глaвнoгo кoмиссaрa пo дeлaм стрaxoвaния и бoрьбы с oгнeм…, Прeдсeдaтeль Сoвeтa нaрoдныx кoмиссaрoв ульянoв (Лeнин). 17 aпрeля 1918 г.»

В связи с тaкoй прoмышлeннoсти выстaвкa в ней доминирует традиционный для противопожарной защиты красный цвет: в него окрашены десятки объявлений в большой зал на машины и агрегаты, кабины, ковровое покрытие… (Впрочем, как можно узнать от специалистов, во-первых пожарную технику окрашены в белый цвет. Позже его изменили на серый, и только в начале 1920-х годов «бренд» пожарный стал красный цвет).

Посетителям представлена ретроспектива развития технических средств для борьбы с огнем, начиная от примитивных «водолейных машины» в середине 19-го века, качать которые нужно вручную, до пожарной техники в середине – второй половине прошлого века. Многие из этих машин были выпущены в России, другие, хотя и иностранного производства, но также может быть доставлен в свое время по стране, и используется в русском языке огнеборцами.

Среди экспонатов особого уважения заслуживает пожарный насос, выпущенный еще в конце девятнадцатого века в московском заводе Густава Листа. Это предприятие считалось, обсуждение и принятие одной из крупнейших по производству противопожарного оборудования. Именно на заводе Лист был собран первый отечественный пожарный автомобиль.

Следы его теперь уж не найти, но для выставки показывает не менее уникальный экземпляр. Первый производят выпускавшаяся советской пожарная машина – пожарный автонасос-линейка на шасси грузовика АМО-Ф15. Эти специализированные автомобили начали производить в 1927 году. Их собирали на ленинградском заводе «Промет» и Миусском заводе противопожарной техники в Москве. Представлены, суд правильно работал вплоть до 1947 года, после чего оказался в коллекции Политехнического музея.

Среди других демонстрируемых пожарных машин привлекает внимание своей внушительностью авто-лестница на трехосного шасси грузовика ЗИС-6, изготовленная в 1947 году. А рядом с ней замечен редчайший экземпляр – пожарная цистерна на шасси ярославского грузовика ЯГ-6. Это единственный уцелевший до наших дней экземпляр этой модели. По сохранившимся документальным свидетельствам, «ярославец», изготовленный в далеком 1940 году, еще в 1970-х, примененных для работы: участие в соревнованиях Добровольных пожарных дружин Пригороде.

Рядом находится еще одна пожарная автолестница – АЛГ-17. Такие спасательные автомобили на шасси грузовика ГАЗ-51, были довольно распространены в 1960-х – 1970-х годов. это «семнадцатому» случилось стать «кинозвездой». В знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» эта автолестница включен в трюковой сцене: в нем герой Андрея Миронова на ходу перебирается на крыше «Жигулей».

Среди других сплавов редких видов корреспондент «МК» встретился в выставочном зале и «крестник» – пожарную автоцистерну ПМЗ-9 МЕТРОВ. Очень редко в сегодняшние времена машина была выпущена в 1953 году. на базе грузовика ЗИС-150. В этом случае автор этих строк случилось около 20 лет назад, случайно, чтобы остаться на поле, рядом с небольшой, умер уже на самом деле деревни в Ногинском районе Подмосковья, – ветеран-ЗИС, вместе с еще несколько старых автомобилей основательно врос в землю, и лорды, видимо, не нужно. Я позвонил своим друзьям-поисковикам, интересующимся автомобилями, чтобы поделиться с ними «разведывательной информации». Энтузиасты сразу же были приняты меры, чтобы спасти машину, и, в результате, «пожарка» перекочевала в коллекции Мосгортранса, где ее тщательно отреставрировали.

Из числа зарубежных моделей пожарной техники, демонстрируемых в залах, можно упомянуть, например, американский автомобиль Seagrave Model 6WT. Такие специализированные авто сообщение компании «Сигрейв», известный с оборудованием для тушения пожаров. Сохранившейся заводской табличке выбита дата изготовления этой машины: 24 октября 1927 года. Интересной особенностью «американец»: конструкторы, понимая, что техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны работать безупречно, поставили этот «Сигрейв» двигатель, в котором для каждого цилиндра предусмотрено по две свечи – основная и дублирующая. Представлен на выставке пожарный олдтаймер был куплен в США в 2007 году. и затем прошли тщательнейшую реставрацию в мастерских Камышинского машиностроительного завода.

Оттуда же, из города Камышин, привезенных для выставки и еще несколько старых пожарных машин. На капоте одного из них – American-LaFrance», собранная в 1925 году, наблюдается большой надписью: «Бельгия Cold Springs». Оказывается, что это название добровольной пожарной команды из Нью-Йорка, которая была основана еще в 1949 году. и действует до сих пор.

Но не только одни чудеса пожарной ретро-техники удивляет нынешняя выставка олдтаймеров в Сокольниках. Вот несколько других сенсационных экспонатов.

Известный авто-реставратор Вячеслав Лен появился теперь в совсем другое качество. «Изменить» своим любимым армейским ретро-автомобилей, лимузинам и легковушкам времен войны, он внезапно подвергается публично конные экипажи «с родословной». В зале демонстрируется ландо короля Вильгельма IV, который правил в Великобритании в 1830-1837 года. Карета была сделана для Его Величества в 1835 году. и предназначен для путешествий на большие расстояния. Вплоть до начала 20-го века старинный экипаж был все время в конюшнях дворца, а затем был продан и в ближайшие годы находился в собственности коллекционеров. Сейчас он переехал из Западной Европы и России. В непосредственной близости от скал, на стенде представлены «игрушки» экипаж – маленькая детская коляска, в которую запрягали пони.

Кстати, на выставке можно увидеть различные мини-копии, сделанные для детей. Мастера одного из предприятий показывают, например, уменьшенная версия «Волги» ГАЗ-21. Выглядит почти как настоящая, даже фирменная фигурка оленя на капоте есть! Вот только длина машинки – всего около 2 метров. Двойной (для детских размеров) автомобильчик оснащен электрическим двигателем, который работает от аккумулятора, 4-ступенчатой коробкой передач и может разгоняться до 45 км/час.

От малого до великого. В зале был выставлен огромный местности-амфибии специального назначения – еще совсем недавно секрет. Этот уникум, собранные в 1972 году. называется ПЭУ-2 – поиск и эвакуационная машина второй модели и имеет заводской индекс ЗИЛ-49065. Первые PEU начали создавать в СССР в 1960-е годы. – Они были предназначены для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей, в случае, если приземление произойдет в труднодоступном районе. Аналогов в мире эти квадроциклы не было, они были построены на заводе в отдельности и были засекречены, так как относятся к категории техника для обслуживания космических полетов.

Еще один уникальный автомобиль, представленный в экспозиции. – Первая советская малолитражка НАМИ-1. Очень простой конструкции и довольно далекий от дизайнерских изысков автомобиль спроектировали в конце 1920-х годов. Тогда предполагалось, что НАС может стать по-настоящему производственной машины и обеспечит потребности молодой Страны Советов в области автомобильной техники. Однако ожиданиям не суждено было воплотиться в жизнь. Московский завод «Спартак» из-за нехватки персонала, его необходимых машин и оборудования, удалось сделать только несколько сотен НАМИ-1. До наших дней сохранились только два из них.

Продолжая тему о мощи советской автомобильной промышленности, следует отметить еще одну интересную машину, демонстрируемой на выставке олдтаймеров. Это легкий внедорожник «Москвич-415С». В конце 1950-х годов конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей, разработали очень оригинальный в то время, когда автомобиль – джип на базе моделей «Москвича». По замыслу создателей эта машина повышенной проходимости предназначена не только для армии, но и для гражданских нужд. Первые экспериментальные образцы были собраны в 1959 году, работа на «общественных джип» продолжается благодаря усилиям энтузиастов вплоть до начала 1970-х годов. Во-первых, эти машины комплектовались узлами 407 и 410-й «Москвичи», позже были собраны в течение нескольких пробные образцы с использованием элементов из новых машин, производства – «Москвич-412″. Внедорожники сделали в двух вариантах – с закрытым и открытым кузовом. Всего были собраны только менее десятка копий в серии из этих фургонов так и не пошел, хотя в то время они были довольно оригинальные машины, даже по сравнению с продукцией лучших европейских и американских автомобильных компаний. Тем не менее, «утереть нос» капиталистов предназначены, в конечном счете, не московским автопроизводителям, а их коллеги из Тольятти. В начале 1970-х годов тогдашний министр автомобильной промышленности дать предпочтение разработке конструкторов ВАЗа, и в серии а начал легендарная «Нива».

Судьба «москвичовских» экспериментальные джипы оказалось мрачным. Специально, чтобы сохранить эти уникальные машины никто из руководителей завода не заботится. В результате, почти все опытные образцы джипов куда-то исчезли. По случайности выжил только один из них. Этот «Москвич-415С», завершить в 1973 году. и называется так, потому что некоторые элементы (в частности, фары, приборная панель), от серийного «Москвича-412″, был выкуплен кем-то из работников завода в частную собственность. Теперь чудо-машине могут увидеть посетители выставки. Автора этих строк довелось увидеть несколько лет назад, и еще один «четыреста пятнадцатый» – скорее только, уцелевший от него автомобиль. Если судить по внешним формам, машина явно из самых первых опытных образцов. Сейчас она находится в коллекции энтузиаста – коллекционера советской автомобильной техники, но и полюбоваться от него не очень просто: вы должны пойти в глухомань за несколько сотен километров от столицы.

Посмотрите на фотографии на эту тему:

Пожарную ретротехнику показывает на выставке «Олдтаймер-галерея»

26 фото