«Серые не принимаем»: прием на работу с face-контролем, превысили меру

фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Тaкoй чeлoвeк чaщe всeгo нe связaнa с eгo прoфeссиoнaльными кaчeствaми.

В гoризoнтaльнoм пoлoжeнии мoзг нe вышe другиx oргaнoв

Мoсквичкa Eлeнa пoшлa устрaивaться нa рaбoту в кaчeствe пoмoщникa шeф-пoвaрa. Пo всeм пaрaмeтрaм oнa пoдxoдилa — высшee oбрaзoвaниe, привлекательная внешность, возможность ездить в командировки. Но в последний момент, когда потенциальная сотрудница уже примеряла на себя новую интересную должность, выяснилась пикантная деталь. В договоре написано: в обязанности помощника повара включает в себя оказание интимных услуг по запросу. Очевидно, владелец компании подтекст, без особых моральных терзаний: моей компании — то, что хочу, то и делаю. Девушка, правда, предупредили об этом условии, что до подписания договора. Она сказала, что не готова. «Тогда извините, вы нам не подходите», — был ответ. «Подруга, работающая в этой конторе, сказал: буквально через несколько дней после «любовный» должность взяли эффектную сотрудницу, — говорит Елена. — И шеф сразу же повез ее на важной конференции за рубежом».

— Внешний вид человека в большинстве профессий, не касается его деловых качеств, а также цвет кожи, пол, возраст, имущественное положение, — говорит карьерный эксперт HeadHunter Татьяна Канонерова. — Работодатель по закону не может, руководствуясь своими идеями о том, как должен выглядеть потенциальный сотрудник, приглашения или отказаться от его работы. Конечно, это не означает, что он может выглядеть как угодно. Бизнес, аккуратный и опрятный внешний вид — одна из составляющих успеха при поиске работы.

— При чем здесь закон? Каждая компания может прописать собственные правила в договоре. А почему бы и нет? Если я владелец частной фирмы, я могу самостоятельно определить правила приема на работу, — говорит психолог Екатерина Мартусова.

Тем парадоксальнее выглядят требования, прописанные в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда». В соответствии с ними работодатель не имеет право указывать при поиске сотрудника предпочтений, пола и возраста (не говоря уже о красивом лице и длина ног). Но, по мнению россиян, это требование только мешает в поиске нужного. Лиц, ищущих работу, учитывая, что отсутствие работодателя возможности указать на работы ваши предпочтения мешает им в поиске работы, в 1,5 раза больше, чем тех, кто уверен, что эта мера дает им преимущество: 37 и 24% соответственно. Такую статистику подбил исследовательский центр Superjob. Наиболее часто подобные нововведения критикуют россиян в возрасте старше 45 лет (53%).

Большое количество опрошенных (почти 40%) трудно ответить. В своих комментариях респонденты рассказывают, что нововведения вызывают у них двойственные чувства: с одной стороны, они против дискриминации на рынке труда, но, с другой, они совершенно не хотят, чтобы присутствовать на бессмысленные собеседования. «Неужели лучше, чтобы тратить время и средства, чтобы приехать на собеседование и получить отказ только потому, что компания установки заключение на 25-35-летних, а ты уже на 40?» — комментируют участники опроса.

фото: Любовь Кулябко
Скорее всего на работу принимают молодых людей 18-23 лет.

Война полов ведется традиционным оружием

— Как конкретно может прописать требования к внешнему виду в договоре? — я хочу, Екатерины Мартусовой.

— Это легко. Компания может быть, например, условие: на работу принимаются девушки с размером одежды не больше М. есть и экономическая выгода: когда организация обеспечивает своих сотрудников и деятельности (например, те же стюардессы), проще иметь ограниченный размерный ряд — например, от S до M, чем от S до XXL. Это уже финансовая сторона вопроса.

— В каких сферах частые неформальные требования к внешнему виду?

— В административные. Например, все мы хорошо знаем такую должность, как администратор салона красоты. Требовать от девушки, распределяющей время для клиентов, модельную внешность неуместно и действительно является незаконным. Во-первых, это место нужно непосредственно профессиональные качества: опыт работы, знание продукта, понимание, какие услуги можно и нужно предлагать клиенту. Но, с другой стороны, если уровень салон — эксклюзив, сами понимаете — это как в самолете. Нужна эстетика. Люди идут в салон не только за услуги, но и для эстетики. Мужчин в отношении стандартов, кстати, меньше претензий. Гораздо меньше.

— Могу ли я сказать, кого скорее возьмут на работу — замужнюю или незамужнюю?

— Если женщина в возрасте «собирается рожать» или «вот-вот появится замуж», она менее интересна, со стороны работодателя. Женщин с маленькими детьми берут совсем неохотно — они вечно на больничном. Наверное, лучше всего принимают молодых людей 18-23 лет, не обремененных брачными ссылки. Работодатели всегда задают вопрос: планируете ли вы в ближайшее время иметь детей? Они имеют право знать, особенно если организация инвестировала деньги в обучение, образование. Это инвестиции, это развитие бизнеса.

Неохотно плату пенсионеров. Многие работодатели легче обучить молодого сотрудника, хотя для пенсионеров и меньше налогов. Не удивительно, что люди дают на пенсию в 55 лет, ухудшаются когнитивные процессы, уровень и способность к обучению снижается, адаптация некоторых электронных технологий для большинства людей это трудно. В 2000-е годы изменение происходит сумасшедшими темпами. А пенсионеров 40-50 лет жили в относительно спокойной обстановке.

— Как при устройстве на работу может отказаться от человека, не соответствует желаемым стандартам?

— Это очень просто. Распространена практика «, Мы вам перезвоним». И — тишина… Человек ничего не объясняют. Может быть, это не идеальное построение рабочего диалога. Но я не исключаю, что это своего рода забота о человеке, который пришел устраиваться на работу. Конечно, для человека это очень неприятное состояние неопределенности.

Кстати, в организации, которые были созданы еще в Ссср и по-прежнему находятся на государственном иждивении, до сих пор сохраняет толерантного отношения к внешнему виду сотрудников. Достаточно пойти, например, в банке «рожденный в СССР», а также в торговых и визуальное отличие на подбор персонала, вы почувствуете сразу. Те же терпимы к внешним данным работников и филиалов иностранных компаний. Их руководители очень осторожны с различными стандартами. Ни о какой дискриминации по внешним признакам, хобби или интересов, не связанных непосредственно с профессиональным мастерством, согласно уставам компаний, и речи быть не может. Любой суд будет на стороне ущемленного работника или лица, ищущего работу. А компания в конечном итоге потерять много денег.

фото: Любовь Кулябко
Очаровательный помощник — залог хорошего настроения босса.

Не зная иностранных языков, ты никогда не поймешь молчания чужестранца

Но в Японии, при приеме на работу, компании стараются не придираться к внешнему виду женщины. Более того, если способности на две соискательницы равны, работодатель возьмет на себя менее прекрасный. В первую очередь для того, чтобы команда не является запутанным. А во-вторых, по японским понятиям, если две девушки босс выбрал более красивую, он показал сексизм. А сексизм наказуем.

— Для выпускников университетов с марта, когда заканчивается учебный год начинается поиск новой работы, — рассказывает собкор «МК в Японии» Юрий Синалеев. — Любопытно наблюдать, как кандидаты на место сотрудников в известных и полусолидных компаний, которые идут по улице, как из инкубатора, все одинаково наряженные: девушки — в строгих костюмах с юбкой (брюки не приветствуются), для мальчиков — в темных пиджаках с белой рубашкой. На работу сотрудников принимают, как правило, пожилых людей, и они были верны такой традиции.

Между прочим, чем солиднее компания, тем теперь до дресс-кода относятся либеральнее. В компании проще, требования были очень высокие.

— Японские мужчины стала скучной сотрудников или затворников, — продолжает мой собеседник. — Как и отношение женщин к своей внешности и семейной жизни резко меняется. Не последнюю роль сыграла застенчивость японских мужчин. Нынешнее поколение, или, чтобы уклоняться от понравившегося женский объекта (как большинство), или нагло хватает за руки и предлагает короткий секс в ближайшей подворотне (в основном непуганые посетителей). Для второй категории охотится полиция, так как сами японки далеко не всегда писать заявление о домогательстве.

Сами японки уже давно принимают от европейцев, в первую очередь раскрепощенное общение с оттенком легкой вульгарности. Они хотят, чтобы подходить под европейские стандарты. Не, они уже давно не отбелить кожу. Это сейчас модно в юго-восточной Азии. Речь идет больше о способ поведения. При этом многие из них находятся в Европе, и чтобы их смешит, что европейские девушки часто имитируют японкам.

— Совершенно очевидно, что повышенные требования к внешние данные находятся в тех профессиях, где ученый должен не просто работать с клиентом, но и производить его общее положительное впечатление не только с их профессиональными качествами, но и подходящим для этого рода деятельности, приятный внешний вид. Если мы отвергаем только медиа-профессий, которые включают в себя телевизор, кино -, и бизнес-модель, но среди остальных выделяется таких мест, где опрятный внешний вид, хорошая фигура, красивое лицо, чтобы заставить клиентов вновь обратиться в эту же компанию, — заключает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Смолянников.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Юрист Евгений АНТОНОВ:

— Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или членства в общественных объединениях или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно абзацу 4 статьи 3 трудового кодекса России, лица, которые считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, имеют право обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации за моральный ущерб. Кроме того, КоАП Рф предусматривает административную ответственность за дискриминацию в виде наложения административных штрафов на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 5.62), а также для распространения информации о свободных рабочих местах либо свободных должностях, содержащие ограничения дискриминационного характера, — в форме штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи левов на должностных лиц — от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти до пятнадцати тысяч рублей (ст. 13.11.1).

К сожалению, дискриминация в сфере трудовых отношений достаточно распространена и почти не наказуемо в силу латентного характера этих нарушений. Чтобы доказать реальную — дискриминационную причину работнику практически невозможно, если тот факт, что дискриминация не содержит в документы, переписка, не был записан на аудио или не подтверждается видеосъемкой или свидетелями.

Сферы деятельности, где наиболее часто используются незаконные face-контроль (по данным «ФИНАМ»):

ресторанный бизнес (и официанты, и администраторы зала должны соответствовать определенным общепринятым канонам внешний вид);

гостиничный бизнес (все, что было сказано для ресторанов, можно сказать, и для гостиницы);

спорт, фитнес-центры (вряд ли вы хотите ходить в финтнес центр, где на ресепшне или, не дай бог, фитнес-инструктор работает тетка в два центнера весом и с тремя подбородками);

прием каждой крупной компании, где достаточно большой поток новых и постоянных клиентов;

клиентских подразделений, финансовые, страховые и другие компании (сотрудники, чья работа непосредственно связана с общением с клиентами, менеджеров). Несмотря на то, что здесь уже профессиональные качества начинают мало-помалу, чтобы доминировать на внешний вид. Знания и навыки необходимы действительно хорошие, а не голливудскую внешность клиент готов и стерпеть. И тем не менее клиентов-приятно общаться с красивым профессионал, а не такой умный, но страшненьким;

туристического бизнеса (гид). На самом деле, добавить здесь-ничего. Если экскурсию ведет действительно модельной внешности в использовании, отличается хорошо поставленной речью и знанием предмета, туристы могут не только не замечать недостатки в работе компании, но и даже сам факт, что башня уже 650 лет, как косой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.