Главный редактор «МК» Павел Гусев рассказал о цензуре и свободы

фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

— Xoчу oбрaтиться к нaшим читaтeлям — тeм, ктo мнoгo лeт пoдряд, нaчинaют утрo с «МК», и нa тex, кoтoрыe нeдaвнo вмeстe с нaш журнaл oткрыл для сeбя нoвую стрaницу в свoeй жизни. Нaш лoзунг — «Гaзeтa для всex». И пoвeрьтe мнe, нaшa прoфeссиoнaльнaя кoмaндa рaдa любoму oтклику читaтeлeй, дaжe сeрдитoму и нeлицeприятнoму, — знaчит, чeлoвeк думaeт, пeрeживaeт, и, слeдoвaтeльнo, нaшa рaбoтa нe нaпрaснa.

Oчeнь чaстo люди, читaя oдну или другую стaтью в «МК», вырaзить блaгoдaрнoсть нaшим журнaлистaм, нo сeгoдня я xoчу скaзaть бoльшoe спaсибo всeм, ктo взял в руки свeжий нoмeр «МК», дeлится с нaми нaши трeвoги и вoлнeния, рaдoсти и пeчaли, мысли o судьбe — свoeй и стрaны в цeлoм. Eсли нe вы, нaши вeрныe читaтeли, тo и нaс бы нe былo, нe былo бы в нaшeй прoфeссии кaк тaкoвoй. Нaм будeт игрaть кoмaндa, кoтoрaя дeлaeт в инфoрмaциoннoм пoлe всe врeмя двигaться впeрeд.

Oлeгу AНДРEEВИЧУ: — Кaкиe прaвилa вaм в пoдбoрe и рaзмeщeниe вaшиx журнaлистoв? Кaкиe знaния и нaвыки, в кaкoй xaрaктeр и кaкую шкoлу жизни дoлжeн oблaдaть журнaлист «МК»?

— Журнaлистский кoллeктив «МК» oбрaзуeтся пoстoяннo, нo нa пути твoрчeскoгo чeлoвeкa к читaтeлю, инoгдa длинный, мeдлeнный. Мнoгиe рeбятa нaчинaют прoxoдить прaктику у нас еще со студенческой скамьи. Это лучшие студенты из различных университетов, которые у нас постоянно стажируются, поддерживает наши большие имена в качестве авторов, и после этого становится много плюсов, которые вы все знаете.

Студенты журфаков — это наша база для того, чтобы искать и готовить журналистов. Но для нас, в конце концов не важно, что диплом нашего автора. Самое главное — это талант, умение ориентироваться в происходящих событиях, и ответственно подходить к тому, о чем вы пишете. Очень важно, врожденное или приобретенное умение, без искажений отражать объективную информацию через свое субъективное восприятие и сделать так, что бы было интересно другим. Поэтому в основе газеты стоит именная журналистика — не безличный, а прожитая автором и творчески независимым. Это талант, который мы выращиваем в течение многих лет. Так что читатели и знают имена наших журналистов есть предпочтения — любимые авторы «МК» и хотят встретиться с ними каждый день в газете, и в жизни.

фото: Кирилл Искольдский

Николай КОСТИКОВ: — Где «потерять» ордена, которые он получал «МК» в советское время, почему их нет вокруг логотипа газеты?

— Эти приказы хранятся в нашем музее, но и современный дизайн газеты, по нашему мнению, не предусматривает размещение наград на логотип. Мы наши награды помним, мы рассказываем о них и, возможно, при изменении дизайна подумаем о том, как эти ордена вставить в «шапку» нашей газеты. Спасибо за вопрос.

Александр ОСОКИН: — При какой власти было больше цензуры: при советской власти, в девяностые годы или сейчас? Когда вам было труднее работать?

— Конечно, самым трудным было работать в советское время, когда пресса очень сложно навязывали, что делать и как делать. Каждое утро газеты получили специальную телеграмму, где было написано, какие материалы должны располагаться на каждой полосе.

Например, Пленум ЦК КПСС, — на первой странице сообщение о том, кто принял Генеральный секретарь, — в определенном месте в комнате, и так далее. Все это является обязательным для выполнения, а в остальных местах, мы пытались заполнять тексты о реальной жизни людей и о том, что их интересует. Но вечером, перед сдачей газеты, мы должны были утверждать номер в «цензурном комитете» (как его называли), который вычитывал газеты, может хилл.лв любое живое текст и ставил свою печать о том, что журнал можно отправлять в типографию.

Конечно, самый лучший с точки зрения свободы слова период — это девяностые годы. Это Абсолютно новая журналистика, новые возможности, темы, сообщения и имена. Это подарок судьбы и счастливым, журналистика века. Это правда, что в то время свободы слова очень много путалась с вседозволенностью, и, к сожалению, иногда появляется не самые лучшие материалы — оскорбляющие человеческое достоинство, направленные на сведение счетов… сожалею о том, что количество таких материалов в этот период пришли и в нашу газету. Конечно, не хотелось бы повторять эти ошибки.

Сейчас работать очень трудно, потому что депутатов Ес в прошлом созыве ввели много поправок в Закон о СМИ, Закон о рекламе, и тех актов, которые очень ограничивают свободу слова, возможности для журналистов. Но мы стараемся работать в рамках этих законов, и писать то, что думаем, что чувствуем, и это, на мой взгляд, нашим читателям, нравится.

Александр ЛИВИЦКИЙ: — Почему вы так слабо ведут воспитании подрастающего поколения: не учите молодежь любить свою Родину и беззаветно служить ей?

— Я Не могу согласиться с этим упреком. Сегодня нет места в «МК», который не говорил по поводу успеха нашей российской армии или МЧС, о работе наших общественных организаций, музеев, театров, новых книг и фильмов. Мы очень много пишут об уникальных людях, которые совершают подвиги, с достоинством выполняют свой долг. Да, у нас есть критические материалы о тех, кто нарушает Уголовный кодекс и служебной дисциплины. Но именно благодаря этому разнообразию освещение жизни нашей газеты, и является основным звеном воспитания подрастающего поколения.

Несмотря на то, что главный педагог может быть еще не газета, не телевидение и кино, а мама, папа, бабушка, другие родственники. Семья, а не газета, — настоящий педагог. Именно в семье рождается человек, и формируется его внутреннее состояние. Затем, конечно, его воспитывают и формируют школа, институт, трудовой коллектив. Невозможно воспитать человека только газетными статьями, тв-передачами и книги. Общение с близкими и друзьями — это главное. Все остальное — добавки. А вот как средства МАССОВОЙ информации должны дополнять воспитание человека — это самый большой и сложный вопрос, над которым побед многих поколений, не только в России, а во всех странах.

А. ПОДЗАРЕЙ: — продолжит ли редакция провести очередной праздник — День «МК» в Болгарии»?

— К сожалению, до сих пор нет. Сейчас «Лужники» были реконструированы, на их территории превратился в огромную строительную площадку, и проводить там праздник «МК» по-прежнему не представляется возможным.

фото: Геннадий Черкасов
Устные выпуски «МК» в крупных городах страны часто становятся массовые праздники.

Наталья ТЕМКИНА: — Почему вы сохраняете название «Московский комсомолец» в эпоху, когда комсомол уже нет?

— Наш журнал родился 11 декабря 1919 г., она недавно исполнилось 97 лет. Она родилась как молодежи и комсомольская газета, а не только изменил свое название, но в конечном итоге застряли название «Московский комсомолец», которая просуществовала в течение многих десятилетий. Мы Не пережили и выстрадали это название, не нам его и менять.

Но мы сделали журнал популярным и вести себя на ней. Мы сделали журнал, который знает вся страна и читателей во многих странах мира, и если завтра мы изменим название, скажем, «Молодой водитель», то для того, чтобы нас узнали, мы все равно должны писать в скобках: бывший «Московский комсомолец». А бывших прессы не бывает, есть только настоящие. Поэтому и название мы менять не. Это решение всего нашего трудового коллектива.

Сергей ЕГОРКИН: — Почему журналисты газеты, ужасно безграмотные? Постоянно натыкаюсь на ужасные ошибки, и это странное чувство…

— Дорогие наши читатели, хочу сказать, что журналисты у нас были грамотные, но газета всегда нужно спешить, чтобы успеть передать вам самые свежие новости. И мы используем все возможности для того, чтобы в последнюю минуту, чтобы дать читателю самую актуальную информацию. Иногда, из-за оперативности его не удается, как следует, вычитание авторов и корректоров, связывает электронной коррекции, которая является несовершенной, а иногда и сама делает ошибки. Мы все это видим и знаем, отрабатываем технологии и заранее просим извинить нас за то, что они быстрые сообщения иногда содержат технические ошибки.

MAGDALINA: — Павел Николаевич, успокойте нас: печатная версия «МК» всегда будет или закроется, как и многие другие газеты на бумаге?

— В ближайшие годы печатная версия точно будет существовать, потому что есть вы — наши читатели. И мы не должны сегодня изменить удобным для вас способом представления информации. Мы знаем, что у нас очень большая аудитория, привыкшая читать газету на бумаге, и будет ее поддерживать. Конечно, мы совершенствуем и развиваем нашу электронная версия mk.ru. Это очень популярный сайт, который входит в десятку самых читаемых в России. Многие молодые люди читают нас именно в электронной версии — мобильные телефоны и различные гаджеты, и для нас это тоже очень важно. Но самое главное — это бумажная версия, которая должна существовать как можно дольше. Мы будем его держать.

Людмила ШИТОВА: — Когда ваш и наш любимый журнал присваивать почетное звание «Народной газеты»?

— Спасибо за такое предложение. То, что мы получаем тысячи писем с таким предложением, говорит, что мы — газета для людей, для их настроения. Мы стараемся, чтобы говорить о очень важных эпизодах в политике, экономике, жизни, Москва, в непосредственной близости от москвы и других регионов. Это все для вас, поэтому вы нас и называете народной газеты, а для нас это очень приятно. Титул, который присвоили нам наши читатели, и есть наиболее почетным, и его не нужно как-то дополнительно присваивать.

фото: Кирилл Искольдский
Стены edition стали не меньше динамиков, чем сам журнал. Здесь были и портреты наших выдающихся авторов (на фото Александр Аронов), и рукописные копии наших друзей
с автографом.

Валерия ЖАРЦОВ: — Кто или что мешает в расследовании убийства Дмитрия Холодова?

— Прежде это будет больно Министерства обороны, под руководством Грачева. На период расследования убийства Дмитрия Холодова сменились четыре Генеральных прокурора, десятка следователей. К сожалению, за этот период каким-то странным, загадочным образом исчезли различные документы, ключи, фактические материалы, оригиналы признательных показаний. Было сделано все, чтобы перенести это дело в военный суд, где военные будут судить других военных по обвинению в совершении преступления, на что последние не хотели, чтобы я признаю. Несмотря на то, что первоначально все они признали свою вину.

Мы направили заявление в Европейский суд по правам человека, пишет в ООН… Мы боремся за то, чтобы это расследование продолжалось. Я попросил, чтобы это и в России, и преследования. Мы надеемся, что рано или поздно обстоятельства этого убийства журналиста, будут расследованы.

Валерий ГЕЛЬМАНОВ: — Может ли газета «Московский комсомолец», чтобы спросить наш уважаемый президент ответил на поздравления президента с помощью «МК»?

— Закона, который бы обязывал президента, чтобы ответить на все письма, в том числе и опубликованные в «МК», не существует. Он физически не может ответить на все сообщения в прессе. В России издаются десятки тысяч прессы, круглосуточная выходят в эфир телевизионных и радио-шоу. Читает ли Путин поздравления президента на страницах «МК»? Я думаю, что некоторые он читал некоторые его сообщать. Но в любом случае, эти материалы читают в Администрации Президента, Правительства России, парламента, и, самое главное-они становятся достоянием нашего читателя, общественности, что мы в курсе наиболее актуальных и весьма сложных проблем.

Анатолий КУРИЛЕНКО: — Почему в газете не постоянную литературную страницу, которая исчезла в «Турнире поэтов», благодаря которому многие молодые творческие люди в свое время приобщились «МК»?

— Согласитесь, что у нас в газете постоянно присутствует поэзия, а известные писатели действуют авторские колонки. Мы много пишем о новых книгах, возьмите интервью с литераторами. Что касается «Турнира поэтов», а затем он исчез, когда молодые поэты перестали заваливать журнал стихи. Появились электронные поэтические средства, на которые стихи размещаются сразу и сам автор, и многие молодые поэты ушли туда. Но мы неоднократно поднимали вопрос о том, чтобы воссоздать эту «книжку » газета», как «Турнир поэтов». Я не исключаю, что мы сделаем это, но здесь все зависит в основном от запросов и бизнес наших читателей.

Василий АРТЮХ: — Как вы думаете, правильно ли опубликовать в вашем журнале, в верхнем левом углу на фото судимой в России, украинской депутатки Савченко и том же месте через два дня — великого артиста Зельдина? Совместимо ли это с заслугами?

— Вы ошибаетесь, если думаете, что в левом углу газеты была предназначена только для достойных людей. Это место, где анонсируются важные, лучшие события, знаковых материалов текущего номера. Они могут быть как со знаком «минус», так и со знаком «плюс». Это место для объявления, а не на доске почета.

Вячеслав ЛОБАЧЕВ: — Как хорошо геологов (а вы ранее были геологом и принимали участие в экспедиции) превращаются в отличные журналисты?

— Да, я был геологом, я работал в комсомоле, прошел Литературный институт, много работал с людьми, и я теперь это помогает делать газету о людях и для людей. В трудных условиях геологических экспедиций, когда команда сталкивается с препятствиями, почти каждый человек проявляет себя как настоящий человек. Самое главное — научиться понимать лучшее, что есть в окружающих вас людей, но и они вас понимают. Тогда появляется команда и чувство ответственности не только за себя, но и для того, кто стоит с вами рядом. В газете было чувство ответственности к нашим читателям. Этот командный дух формируется в нашей газете. Каждый понимает, что друг — он один, а с командой единомышленников, он всегда будет сильнее. Мы эти укрепления сил, каждый автор и читатель, что мы делаем в «МК».

Посмотрите на фотографии на эту тему:

«Московский комсомолец» отметила день рождения

36 фото