Микроклимат в российских школах: в России и среди худших

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Oднa из сaмыx прибыльныx тeм для чинoвникoв oт oбрaзoвaния стало улучшение результатов российских школьников в последние международные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS). Вот и на только что завершившемся Московский международный форум «Город образования», — сказал глава Рособрнадзора Сергей Даценко помянул «высокие результаты российских школьников в международных исследованиях PIRLS, где наша страна выступает в качестве лидера в начальной школе, и естественно научных дисциплин», а также «наша хорошая тенденция в исследовании PISA, в том числе лучшую динамику в мире по финансовой грамотности».

Это правда, что «на основе наших результатов в исследовании PISA, мы понимаем, к чему надо стремиться», — все же признался он. Но проблема в том, что такие цели, как видно из доклада, представленного на этом же форуме, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, национальный координатор исследования PISA-2018 в России Галины Ковалевой, более чем достаточно.

Так, «наши студенты традиционно сильные в воспроизведение предметных знаний. Но прогнозы их компетенции, они просто начали приближаться к среднему мировому уровню», — сказал эксперт. Правда, некоторый прогресс в этом отношении есть. Но он был небольшой. А, скажем, в 8-х классах отсутствует вовсе.

Еще одна проблема наших детей — функциональной грамотности, а точнее, незнание: прага, ПИЗА, оценки Ковалевой, по-прежнему не доходят до 20-30% от 15-летних российских учеников!

Среди других с ним проблемы — дефицит познавательной самостоятельности российских студентов; недостаточный интерес к учебе (по последним данным PISA, начал снижение интереса российских студентов по математике и естественнонаучным предметам); и даже отсутствие эффективности работы по выявлению талантливых детей. Слушать сотрудников, так что они едва ли не костьми ложатся, чтобы найти и поддержать молодые таланты. Однако на международном фоне в России, по словам Ковалевой, в этом направлении «просто не конкурентоспособны: если в Сингапуре к категории этих детей, до 50% студентов, а у нас — всего несколько процентов».

Особое внимание следует обратить и на психологический климат в российских школах, и сделать это нужно архисрочно! Наша страна, заявил Жора, «занимает пятое место в мире отрицательно влияет на отношения в школе для обучения детей!» А первые «звоночки» на тему недавней трагедии в Ивантеевке, по его словам, «прозвучали еще несколько лет назад, когда директору нашей школы отметили значительное ухудшение отношений между учителями и детьми».

Фактор школьного климата еще ждет серьезного исследования. И это наша школа по-практико-ориентированной власти, кажется, решили в ближайшем будущем. Именно таким образом, — говорит руководитель Центра педагогических измерений Федеральный институт педагогических измерений Ani, начата переработка концепции преподавания научных дисциплин, так и практических задач, контрольно-измерительные материалы выпускных экзаменов в 9 и 11-х классов с каждым годом становится больше.

Одновременно в Москве, превратившейся в себя основным игроком на площадке международных исследований качества образования, разработали свой путь, — метапредметные диагностики, исследующие способность детей решать практические задачи на стыке ряда дисциплин с акцентом на ИКТ. Это решение было принято в конце прошлого года диагностики пятиклассников, выявившей, что 71% детей легко справляется с теоретические вопросы информатики, а одна четверть из участников не может даже подойти к решению практических задач.