Почему выпускники российских вузов не могут найти работу

фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

Пeчaльнo, нo фaкт: для студeнтoв и рaбoтoдaтeлeй рaсxoдятся прaктичeски вo всeм. Например, самыми популярными среди участников полного) общего образования, ректоров, до сих пор есть такие специальности высшего образования, как экономика, менеджмент, журналистика, социальные науки и строительные направлении. Между тем, наиболее востребованными со стороны работодателей являются специалисты в области IT, энергетика, робототехника, металлообработка, инженерно-механическая. И так везде, куда ни глянь.

Собственной жизни, не связано с потребностями экономики, для которой они работают, полностью и по соседству живут и университетов. Их учебные курсы для сухих и отстают от жизни на 10-20, а то и каждые 30 лет, а практическими навыками и компетенциями студентов никто не занимается. Неудивительно, что, по некоторым оценкам, до 80 процентов выпускников вузов испытывают огромные трудности с поисками работы.

Между тем, сегодня работодатель четко представляет себе, что это успешный выпускник: «Это хорошее базовое образование; развитые soft-skills, или такие качества, как лидерство, креативность, навыки работы в команде; предпринимательское мышление; своевременное получение необходимых навыков; общее взаимодействие контракт с работодателем». Да, и студент, и начинает встроенный в эту систему. Во-первых, он уже не деньги, а несколько лет назад, но возможность для карьерного и личностного роста, а не только в «реальной» работы после окончания вуза, но и при подработках во время учебы.

— За последние пять лет предпочтения студентов при поиске работы изменились, — говорит директор по развитию студенческого потенциала высшей школы экономики Павел Здоровцев. — Если раньше они хотели, главным образом, дополнительного материального обеспечения, то сейчас, во время учебы в университете они хотят получить опыт, потому что в противном случае потом не трудоустроишься на хорошее место. При этом на последних курсах они даже готовы работать бесплатно. Такая же закономерность проявляется и при поиске работы после окончания университета. В первую очередь — 86% — интересную работу, открывает возможность для самореализации. Ожидание для больших зарплат, занял второе место, — 74%. Таким образом, рост и развитие ученика стали более важно стартовой зарплаты. Сегодня они предпочитают не деньги, а возможности для роста.

Все это ясно говорит о том, что и вузам, что это время, чтобы изменить свою работу с некоторых умозрительных целей вполне реальные. А какая из них является более важным, чем востребованность выпускников работодателями!?

Среди возможных путей, рассказал «МК» ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, эти новые для России направления деятельности университетов, такие, как обучение студентов искусству самостоятельно и инновационные идеи с погружения в инновационную среду; создание совместных базовых служб и центров обучения на предприятиях; организация студенческих практик в отрасли, где они потом пойдут работать. Самое главное — это связь всего процесса обучения с потребностями практики: в том числе приглашения преподавать в вузах сотрудников предприятий, а также связать все студенческие проекты с конкретными проблемами, интересуют конкретного предприятия. Другими словами, полное взаимодействие с реальных секторах экономики».

Тем не менее, в сфере среднего профобразования, этот принцип уже внедряется: неудивительно, что в последние чемпионате мира по рабочим компетенциям в Абу-Даби россия команда добыла 11 медалей, включая 6 золотых, плюс 21 медальон профессионализма.

— Это только наш третий чемпионат мирового уровня. Так что, пока мы на него собирались мы рассчитывали взять хотя бы одну медаль, на дороге стали надеется получить хотя бы одно «золото», но в конечном счете, имеет одну победу в общекомандном зачете! Это большое достижение, что мы до сих пор осмысляем его! — поделился с «МК» генеральный директор Союза WorldSkills-Россия Роберт Уразов. — Но модернизация нашей системе СПО уже идет! В этом году проект был экзамен практически на уровне WorldSkills прошли 14 тысяч человек. При этом самое главное — изменение не только технологии и стандарты, но устойчивых тенденций нашей системе СПО, складывавшиеся на протяжении десятилетий. В том числе и среди преподавателей и управления колледжи и общество в целом!

Лучшее в «МК» — в короткие вечернее рассылке: подписаться на наш канал в Telegram