«Страшные, толстые, старые» стюардессы выступили против дискриминации

фoтo: Из личнoгo aрxивa

Стюaрдeссa Eвгeния Мaгуринa, oблaдaтeльницa «нeстaндaртныe», пo мнeнию «Aэрoфлoтa», фoрмы, рeшил oтстaивaть свoи прaвa в судe.

Игрa нa выживaниe

Эмиль Мaгуринoй всeгo 41 гoд. Oнa рaбoтaeт бoртпрoвoдницeй 15 лeт, сeмь из кoтoрыx — в «Aэрoфлoтe», гдe дoслужилaсь дo дoлжнoсти бригaдирa кaбиннoгo экипaжa (стaрший xoстeсс). Пoд пo всeму миру: и на российские рейсы, так и на междугородных, международных маршрутов. Пока все в одночасье не изменилось.

— Все началось с того, что я и другие «нестандартные» был приглашен для начальника бортпроводников, которая сказала, что у меня «большие щеки», и рекомендовал носить спортивный бюстгальтер, потому что грудь слишком большая. Мне нравится унижение, когда я услышал это? — рассказывает Евгения. Услышав подобные обвинения в свой адрес, «нестандартные» называют себя группа СТС («страшные, толстые, старые»): в нее попали бортпроводницы в возрасте от 40 лет и с размером одежды больше 48-го. Но затем добровольно отказаться хотеть мало. Те, которые решили остаться на работу, ждал неприятный сюрприз.

— В августе 2016-го меня сняли с бригадирства, иностранные рейсы, а также лишили дополнительную плату «за личный вклад», которая взимается за годы работы в «Аэрофлоте». Это означало, что моя зарплата уменьшается на 30%. Когда я увидел план полетов для кабинного экипажа, оказалось, что летать будет только в России и только короткие рейсы. На мои вопросы начальство ответили, что вернется на предыдущей зарплаты, когда похудею. С точки зрения трудового законодательства это-полнейший абсурд, — продолжает Евгения.

Для стюарда, нет ничего хуже в работе, чем покупать постоянно короткие и ночные рейсы. При расчете заработной платы членов кабинного экипажа принимает такой производственный показатель, как выработка полетного времени — 80 часов в месяц. Если бортпроводник производит нормы, а затем получает значительные премии. Таким образом, при определении кабины экипажа авиалинии рейсы, которые чередуются: короткие, длинные, зарубежные государства». Например, бортпроводник может работать несколько десятичасовых рейсы в Нью-Йорк туда и обратно, летать один раз во Владивостоке, а остальные на нормальные часы — добить короткие рейсы. Кроме того, бортпроводникам начисляются компенсационные выплаты: в России они составляют 75 рублей за рейс, а на международных маршрутах — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Вот только одна проблема: бортпроводники в распределении рейсы никоим образом не участвует, и «справедливого» планирование никоим образом не влияют.

— Для коротких рейсов в Россия не только меньше платят, еще они изматывают так, что с ума сойти можно от хронического недосыпа: почти каждый день полета, ты уже путаешься — где день, где ночь. В конце концов, летать и, соответственно, ездить на работу приходится в несколько раз чаще, чем ранее, работать на санитарную норму, и получить ваши доходы. В основном, это издевательство, как будто идет игра на выживание, а все потому, что «Аэрофлоту» мы оказались не нужны, — жалуется Евгения.

Новые правила коснулись более 400 человек, по данным независимого Шереметьевского профсоюза бортпроводников. Они пытаются бороться против правового беспредела руководство еще в прошлом году: в декабре бортпроводники опубликовал петицию против дискриминации, которая собрала около 2 тысяч подписей, написала Президенту России с просьбой о помощи для жертв, а теперь два работник обратился в суд (дело еще одна потерпевшая, 45-летняя Ирина » в Иерусалиме, рассматривается в Тушинском суде Москвы).

Кстати, Евгения Магуриной топ-менеджеров «Аэрофлота», они хотели договориться, но как-то странно. В настоящее время переговоры с «МК» хозяйка была в отпуске в Красноярске, именно там, на срочный вызов в Москву ее вызвал замгендиректора «Аэрофлота». Евгения признается, что сначала хочет, чтобы бросить все дела и лететь в столицу, как ответственный и добросовестный сотрудник, но потом засомневалась.

— Я сказал им, что приду с адвокатом, но при этом условии они отказались со мной разговаривать. После этого я решил не ездить, потому что я уже не знаю, что в голове моего работодателя, — говорит стюарт.

Курс для секс привлекательности

— Чтобы избавиться от «страшных, толстых, старых» началась еще в 2009 году, когда генеральный директор «Аэрофлота» стал Виталий Савельев. С прибытия был взят курс на секс привлекательность и омоложение, — говорит руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова. По ее словам, тогда состоялась первая чистка кадров с помощью незаконного сокращения персонала. Тем не менее профсоюзов удалось в суде доказать, что работодатель нарушил трудовое законодательство и добился компенсации за вынужденный простой четыре бортпроводникам после незаконного увольнения. «Аэрофлот» в суде, даже не в состоянии аргументировать свою позицию, запутался в показаниях. Снижение остановилось, но сколько сотрудников было потеряно.

— Тем не менее было ясно, что с новым руководителем » политика отбора персонала будет продолжать в том же духе. Нашему возмущению не было предела, когда в 2010 году. сняли эротический календарь «Аэрофлота» для VIP-клиентов с полностью голой стюардессой на фоне и в кабине самолета. Съемки проходить в авиационном ангаре в «стерильной» зоне основного аэропорта, и «застукали» их случайно техника, которые пришли на ремонт самолетов. Очевидно, в нашей государственной компании, пообщаться транспорта, сферы развлечений и услуг определенного характера. У нас тоже был не стриптиз-клуб! — замечает Илона.

Имейте в виду, фотографии этот эротический календарь легко можно найти в Интернете. На них красуется совершенно голой девушке, на которой из одежды остались только элементы формы «Аэрофлот»: ботинки, пилотка и перчатки. Впервые подобную рекламную кампанию, привлекающую клиентов роскошными красотками, провел «Ирландские авиалинии», но там девушка разделась только наполовину, а их интимные места еще были покрыты одеждой. «Аэрофлот» официально отрекся от сомнительного рекламного хода и официально опровергли какую-либо связь между маркетинговой политикой авиакомпании и эротической фотосессией. Кстати, сам Виталий Савельев, судя по проводимой им кадровой политики, знатоки молодых нимф, которые «Аэрофлот» пытается восполнить кадровый состав, уже пенсионер, ему 63 года. В Интернете можно найти в основном на официальные портреты главы авиакомпании, правда, вооруженным глазом видно, что большинство фотографий подкорректированы и отретушированы.

— В августе прошлого года «Аэрофлот» снова начинает за старое, — продолжает руководитель ШПБ. — Но так как судебный прецедент в нашу пользу, работодатель теперь решил пойти в более продвинутый способ. Все бортпроводники были обмерены, взвешены под предлогом изменения формы, хотя нет заказов, регламентирующих эту процедуру, выдается, не было, все было сделано по устному требованию. В конце концов случилось разделены на четыре группы в зависимости от возраста и внешнего вида. В первую группу попали «подходят» стюардесса — они будут летать по всей географии «Аэрофлот». Во второй группе оказались те, которые нужно что-то в себе «исправить» с последующим фотографированием. Они будут летать в России, в том числе и длинные рейсы. Третья группа «Аэрофлот» слегка «намекнул», что в авиакомпании не было на месте. Эта группа летит в Россию короткие рейсы. Наконец, в четвертую группу попали «наказанные», то есть те, которые категорически не устраивает руководство внешний вид: есть кто-то, что не было морщин на лице, большие щеки или толстая попа. В этой группе могут летать суперкороткими рейсы по России — до двух часов в одну сторону.

По данным СМИ, «Аэрофлот» выбросить «нестандартных» сотрудников на уровне врачебной летно-экспертной комиссии.

Того же мнения придерживается и Илона. По ее словам, медицинский центр «Аэрофлот» может быть дано поручение — определить различные медицинские диагнозы, и чинить препятствия, чтобы не допустить до полетов на здоровье.

— Таким образом, в руках работодателя является мощным инструментом, при применении которых, или даже угроза применения бортпроводники сразу же отказываются от реализации своих трудовых прав. С помощью создания невыносимых условий труда и, как следствие, сокращение заработной платы на 30-50% руководство хочет увольнения всех «нежелательных» по собственному желанию, добавил глава ШПБ. С точки зрения наиболее Илоны «Аэрофлот» также», чтобы применить «санкции» через несправедливое распределение рейсы. По ее словам, в последние два года вперед, Сибирь она не ниже, хотя его параметры соответствуют дискриминационным требованиям «Аэрофлота»: при росте 170 см она весит 56 кг и 46-го размера одежды.

— Это смешно! Они противоречат сами себе. Я работала в течение двух лет с таким ужасным графиком, а здесь я вижу, что в новом плане полетов меня поставили на несколько зарубежных поездок: Париж, Лион, Стокгольм, Копенгаген. Ощущение, что меня пытаются заглушить, говорят: «О! Только помалкивай», — подумала Илона.

Бортпроводники — это, прежде всего, спасатели

В результате дискриминации «Аэрофлот» начали покидать опытнейшие бортпроводники, которые с удовольствием берут другие авиакомпании. В конце концов, безопасность полетов важнее красивой оболочки.

— По нашим наблюдениям, бортпроводник становится «качественным» специалистом только в течение 5 лет после начала работы, так как в это время у него накапливается достаточно опыта и вырабатывается умение принять правильное решение при обеспечении безопасности пассажиров на борту, грамотно расставлять приоритеты при оценке критической ситуации. В конце концов, бортпроводники — это, прежде всего, болгарин, а потом уже — сотрудников сервиса, — рассказывает Илона Борисова. — По закону для выполнения обязательств бортпроводник может начинаться с 18 лет, после прохождения обучения. Но в школе бортпроводников обучение проходит в тренажерном зале, а есть новоиспеченные стюардессы на первой провозке самолет-то видели в первый раз. Бывает даже, что вся бригада состоит из молодых девушек, с опытом работы в течение нескольких месяцев, но уже покупать за рубежом. Не дай бог, что случится на такие рейсы, но для «Аэрофлота» важно, красивая картинка, без внутреннего содержания.

— Молодые люди, к сожалению, не является авторитетным, тем более самолет — поддерживает коллегу Евгения Магурина. — Опытный бортпроводникам достаточно было одного взгляда, чтобы разрешить ситуацию, что не получается у 20-летних девушек с наклеенными ресницами. А когда у людей случаются проблемы со здоровьем — однозначно необходим жизненный опыт. В моей практике были случаи, когда человек потерял сознание, а двое хозяйки даже не может открыть кислородный баллон.

Чемодан-важно сотрудников

Как рассказывают спутник «МК», чтобы найти компромисс в общении с руководством «Аэрофлота» было очень трудно: для контакта топ-менеджеры не идут.

— Когда мы подаем письменные запросы с запросы или требования, «Аэрофлот», или отвечает по принципу «в огороде бузина, а в Киеве человек», или не отвечает вообще. Насколько нам известно, на запросы СМИ, они также не реагируют. Кроме того, в последнее время «Аэрофлот» даже игнорировать адвокатские запросы, отказывается от встречи с представителями работников в лице адвокатов, — продолжает Илона Борисова. А обращений к руководству компании со стороны сотрудников, очень много. Как поведала глава ШПБ, в последнее время «Аэрофлот» ведет себя отвратительно по отношению персонала, просто ставит людей перед неудобные факты.

— Например, не так давно, большая часть персонала была лишена права на пользование крытой парковкой, который находится в терминале D. Сейчас приходится ставить машину в другом месте и гораздо дольше, и ехать до места отправления. Парковка, кстати, платная, правда, со скидкой — говорит Илона. — А сегодня мне пожаловались, что из раздевалки в терминал D в другой терминал, начали двигаться тумбочки, где бортпроводники оставляют «гражданской» одежды. Опять же дополнительные неудобства для персонала, так как в вещи: «Баня, а раздевалка через дорогу». В 2015 году уже был такой опыт, нам тогда объяснил, что через этот подвал будет проходить транспортировочная лента. Это чемодан, будет удобно ездить, а бортпроводники должны круги наматывать!

«Аэрофлот» позиционирует себя как компания, равные возможности, то, что написано в кодексе корпоративной этики. Тем не менее, даже при приеме на работу компании навязать свои условия. Например, новый сотрудник автоматически попадает в официальный союз «Аэрофлота», хотя есть два независимых — Шереметьевский союза летного состава (ШПЛС) и Шереметьевский профсоюз бортпроводников, но об их существовании новички не общаться, или настоятельно «не рекомендуют» там присоединиться. По словам Илоны Плюс, все социальные льготы распределяет союз работодателя, а при желании выйти из него работник может быть лишен этих привилегий. Ранее президент ШПЛС Игорь Дельдюжов говорит «МК» тот же вопрос: члены союза, который сейчас борется за индексацию заработной платы для работников, убедительно просят пройти в официальной профорганизацию «Аэрофлот».

Ну «страшные, толстые, старые» стюардессы, которые с работодателя, видимо, не повезло, понимают, что помимо защиты в суде, и надеяться на них. А шансы на успех в суде при Эмиль Магуриной есть, говорит Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав, где хозяйка обратилась за юридической помощью.

Комментарий юриста:

Ксения МИХАЙЛИЧЕНКО, эксперт Центра социально-трудовых прав:

— На предварительном слушании, которое состоялось в Пресненском суде 22 марта, интересы «Аэрофлота» представляет собой три адвоката, хотя они и немногословны. В судебное заседание представители ответчика, каких-либо ходатайств не представили, сказав, что подготовят соответствующие документы до первого, по существу, заседание суда, которое намечено на 21 апреля.

В исковом заявлении мы просим признать дискриминационным локальный акт «Аэрофлот», в которой были установлены параметры вес членов кабинного экипажа и сказал, что в размер одежда бортпроводника должна быть в диапазоне 42-48. Ссылаясь на этот акт, «Аэрофлот» снизил Эмиль дополнительную плату «за личный вклад», хотя ранее этот локальный акт не применяется. У нас есть официальный ответ работодателя, что в последние месяцы премия сотруднице начисляется в меньшем размере. Мы считаем локальный акт «Аэрофлот» дискриминационным и апеллируем к статье 19 Конституции РОССИЙСКОЙ федерации, статья 3 трудового кодекса, Конвенции Международной организации труда о запрещении дискриминации. Кроме того, в приказе Минтранса РОССИЙСКОЙ федерации, устанавливающем особые требования к бортпроводникам, нет ни слова о размер одежды и вес. Там говорится, что, прежде всего, для приема на работу учитываются медицинские показатели.

Между ТЕМ

В самом Аэрофлоте обвинения в дискриминации опровергают. «В своей кадровой работы «Аэрофлот» строго придерживается положений российского законодательства, а также, в соответствии с лучшей международной практикой, принципов работодателем равных возможностей», — заявили в компании, комментируя иск.