Учитель года 2017 рассказал о своей работе

фoтo: Eвгeний Сeмeнoв

— Илья, Мaрия, вы пoмнитe пeрвый урoк, кaк нaчaлaсь вaшa кaрьeрa в шкoлe?

— Кoнeчнo, xoрoшo пoмню. Это урок в 9‑м классе, то более опытные учителя подвели меня к двери кабинета и сказал: «Если будут проблемы, беги». Но я не побежал, а уже девять лет я работаю в 116‑й гимназии в Санкт-Петербург… Конечно, за это время я очень изменился, я понял, что задача учителя не голый передачи знаний и фактов, а также создать смысл, эмоциональный фон на занятии, диалог между учителем и учеником. Теперь же, исторические даты или имена известных людей, можно увидеть в Интернете, и задача учителя не втиснуть все это в головы детей, а научить их думать, чтобы включить в процесс понимания нового. Современного человека, в том числе и ребенок, часто не хватает элементарного общения. Самый сложный момент в современной педагогики, на мой взгляд, — помочь родителям ребенка принять своего сына или дочь, чтобы создать какие-то ситуации, в которой они могли бы гордиться их успехами. Проблема не только научить ребенка, но и привить ему уверенность в свои собственные силы, чувство нужности в первую очередь своей семье.

— Что именно привлекло вас в школе? Вы закончили аспирантуру и могли бы работать в университете или заниматься наукой.

— Скорее всего, каждый человек имеет какой-то генетической памяти, неудивительно, что в моей семье четыре поколения учителей. В начале я думал, что буду заниматься научной деятельности, но случайно я работаю в школе и втянулся. На самом деле только при работе с детьми школьного возраста вы себя чувствуете постоянное взаимодействие и быструю отдачу. С детей не случилось по плану, с ними всегда нужно быть в движении и идти вперед. Для меня главная радость и состоит в этом постоянном взаимодействии, когда вижу, как после уроков ученики обсуждают в социальных сетях это какой-то исторический период, пройденный на уроке, чтобы поделиться своими мыслями.

— А как вы научились справляться с шалопаями? Не возникало проблем из-за того, что возрастом не намного старше своих учеников?

— В принципе я с самого начала очень повезло с детьми, явно хулиганы и никогда не было. Возраст, наоборот, скорее, помогало в работе. Согласитесь, трудно воспринимать учителя, который тебе откровенно не нравится. Вовремя вставленная и уместная шутка болгария-это уже часть успеха, она делает наставника и ребенка ближе. Так как по возрасту молодые учителя недалеко ушли от школьников, у нас есть и чувство юмора идет на одной волне. Я недавно читал исследование, в котором подсчитали, что за время обучения ребенок проводит в школе 20 тысяч часов. Это огромное количество времени, что, несомненно, оставляет отпечаток на всю жизнь. И что произойдет, зависит только от нас, учителей.

фото: Евгений Семенов

— Тем не менее в нашей школе все еще мало учителей-мужчин. С чем это связано — с заработной платы преподавателей или отношение к профессии?

— В самом деле, в последние годы количество учителей мужского пола начала расти. На мой взгляд, школа без мужчин — это как часть семьи. Вопрос заработной платы, как мне кажется, совершенно правильная идея — чтобы каждый регион устанавливает для своих учителей среднего уровня оплаты труда. Безусловно, учитель, который делает то же самое, что и я, но в более сложных условиях, например, в северных районах, и должны получить больше. Вообще, учитель чувствует себя комфортно, если его зарплата была примерно соответствует средней зарплате родителей учащихся. После этого он не появляется чувство униженности и обиды. В Санкт-молодой специалист без категории и опыта, получает 20-25 тысяч рублей. Со стороны это кажется немного, но на самом деле в большинстве профессий в нашем городе сразу после института будут платить так много, а иногда и меньше. Зарплата учителя с опытом, конечно, многое зависит от нагрузки и в среднем составляет около 40 тысяч.

— Победитель в конкурсе «Учитель года» в год становится общественным советником министра образования. Что бы вы хотели, чтобы кардинально измениться в нашей системе образования?

— Самое главное, на мой взгляд, является необходимость создания в стране единого образовательного пространства. Это означает, что все школы напрямую должны подчиняться Министерству образования и работают в одном направлении. Теперь все зависит от региона: в одном месте, так, другой — иначе, это вредно для развития образования. И я всячески поддержку для создания и развития национальной системы учительского роста. В этот момент учитель может расти по карьерной лестнице, только став завучем или директором школы, но это уже другая сфера деятельности. Создание системы роста именно в учительской среде станет хорошим стимулом, в том числе и для привлечения в школы учителей-мужчин, да и вообще увлеченных и талантливых профессионалов.