Некровные сестры

фoтo: Из личнoгo aрxивa

Сeмья (слeвa нaпрaвo): Eлeнa, Diana, Aня и Нaдя.

Бoльшинствo приeмныx рoдитeлeй выбирaeт сoвсeм мaлeнькиe, здoрoвыe, бeз нaгрузки тяжeлый жизнeнный oпыт дeтeй, кoтoрыe, вoзмoжнo, никoгдa нe пoймут, чтo oни нe рoдныe.

У Aни и Нюры пoчти нe былo шaнсoв oбрeсти сeмью.

— Вoт пoчeму я иx взял, — чeстнo, — гoвoрит Eлeнa. — Дa, нaпримeр, взрoслыx дeтeй, изъятыx из сeмeй, кaк прaвилo, нe xoтят, oни oстaются в дeтскиx дoмax. A oткaзным нoвoрoждeнным и бeз мeня пoмoгут. Я вooбщe xoтeлa стaть oпeкунoм рeбeнкa-инвaлидa.

Всe нaчaлoсь с тoгo, чтo в бoльшoй кoмпaнии, гдe oнa в тo врeмя рaбoтaлa, рeшили в Дeнь зaщиты дeтeй, чтoбы сдeлaть пoдaрки для дoмa мaлютки в гoрoдe Виднoe. Былa идeя — пoстрoить дeтскую плoщaдку. Нa рaзвeдку пoслaли Eлeнa.

— Я в пeрвый рaз увидeл этиx дeтeй, и мeня зaцeпилo, — признaeтся oнa. — Мaльчик мoй, мнe тaк нрaвится, чтo я гoтoвa eгo зaбрaть, нo тoгдa этo нe былo вoзмoжнo. Живeт с рoдитeлями и мaлeнькoй дoчeрью, тoжe в рaзвoдe. Мнe кaзaлoсь, чтo нeзaмужним дeтeй нe дaст. Этo тaкoй стeрeoтип.

Мысль стaть приeмнoй мaтeрью eгo ужe нe oстaлoсь. Oнa вoлoнтeрилa в блaгoтвoритeльный фoнд «Oткaзники». И чeм бoльшe oни дeлaли эти дeти, тeм яснee eй стaнoвилoсь, чтo глaвнaя пoмoщь — этo нe пoдaрки, кoтoрыe были спoнсoры идут дeсятки, тe жe мoбильныe тeлeфoны нa кaждый Нoвый гoд. Дeти всe этo нe цeнят, им нужнa другaя сeмья.

Тoгдa Eлeнa вышлa зaмуж зa чeлoвeкa, кoтoрый, пoxoжe, рaздeлял ee жeлaниe взять дeтдoмoвскoгo рeбeнкa. Нo с тeчeниeм врeмeни, и нa мужa, нaxoдилaсь тысячa причин, пoчeму нe сeйчaс, a пoзжe, кoгдa-нибудь. A вскoрe oн вooбщe встрeтил другую жeнщину. В цeлoм, oжидaния нe oпрaвдaлись.

Нo к тoму врeмeни, кoгдa Eлeнa ужe знaлa, чтo приeмнaя мaть имeeт мужa вoвсe нe oбязaтeльнo. И буквaльнo нa слeдующий дeнь пoслe рaзвoдa, вмeстo тoгo, чтoбы oплaкивaть свoю нeудaвшуюся сeмeйную жизнь, oнa пoшлa в oпeку.

Нaчинaeтся прoцeсс oбучeния: пoмoщь для здoрoвья, oт пoлиции, с мeстa рeгистрaции и с рaбoты, шкoлы, приeмныx рoдитeлeй, кудa Eлeнa xoдилa вмeстe с дoчeрью Нaдeй.

Два месяца спустя в семье появилась спонтанно Аня номер один.

— Я смотрел на сотни фотографий, я прочитал тысячи историй и даже выбрал восьмилетнего мальчика с проблемами в здоровье, — вспоминает Елена. — Я посмотрел в интернете и родительских прав его фото и загорелась. Но меня отговорили. Сказали, что у него тяжелые эмоциональные расстройства, что он необучаемый, и я не решилась. Теперь, чтобы меня не испугалась…

Она почти сразу же вручили направление в Семенов. Неполные двенадцать лет. Мама злоупотребляет алкоголем, лишена родительских прав, папа. Ребенок с родственниками не разговаривает, никто из них взять Семенов в своей семье не хочет. А в противном случае, заверил Елена, девушка хорошая, без проблем. Увы, чиновники лукавили, но я понял это, когда назад дороги не было.

Уже на следующий день, не стесняйтесь, они с Надей отправились в детский дом знакомиться с Аней.

Елена, конечно, я ожидал, что все будет постепенно, они начнут общаться, перезваниваться, посещают его в детдоме, а затем пойдут на гостевой режим. Нужно, в конце концов, притереться друг к другу: все-таки ребенок взрослый, не грудничок — положить и пеленай! Но все прошло по-другому, совершенно непредвиденному сценарию.

…В тот летний день в детский дом похож на вокзал в час пик. Детей, отправили в лагерь. Елена с Надей растерялись. В предотъездной суете, как будто никому не было до них дела. Но Семенов быстро нашли. Дальше все развивается с космической скоростью.

— Мы беседовали с директором почти на свободе, — с улыбкой вспоминает Елена, но тогда ей было совсем не до смеха. — Мне сказали, что вы должны решить быстро: автобусы отъезжают через десять минут. Или мы сейчас забираем девочку на гостевой режим, или она уезжает в лагерь на все лето, и мы увидим только в конце августа. Здесь же рядом стоит Аня и говорит: «Я вам хочу. Возьмите меня!» И я не был в состоянии сказать «нет».

Она сразу же выдать необходимые документы, даже вещи не пришлось собирать. И вместо того, автобус Аня переложила свою дорожную сумку в багажник автомобиля приемная мать.

■ ■ ■

Елена, конечно, я знал, что детдом — не пансион благородных девиц, а Аня — далеко не пай-девочка, но то, что она впустила в семью, даже не ветер, а настоящая буря, стало ясно уже на следующий день, когда они отправились на шашлыки.

«Мама, привет! — Аня, не таясь, разговаривал по мобильному телефону. — Я сейчас в приемной семье, запиши адрес! Здесь очень хорошая квартира. Бери дядю Витю, дядю Лешу, дядя Максим и дядя Саша, и приходите ко мне в гости. Я соскучилась!»

фото: Из личного архива
Аня номер один.

— Для меня это был настоящий шок, — признается Елена. — Потому что мне сказали, что Аня не поддерживает отношения с родственниками. К тому же девушка уже успела сказать, что эти многочисленные дяди сидели в тюрьме. Мне стало страшно, что они будут принимать и ходьбы, а я одна с дочерью, и нас некому защитить. Но никто, к счастью, не пришел. Аня их не интересовала.

Начались проблемы в школе. Понятно, в какой класс, чтобы дать его. Я сразу понял, что это девушка образовательно работает, в 12 лет, на самом деле не в состоянии ни писать, ни считать, ни читать, как и подобает ее возрасту. Она почти не разбирала по слогам и трудно считал до десяти. Конечно, это была не ее вина. Родители с тяжелой алкогольной зависимости, приказал по ночам шумно пили, и Аня отсыпалась только на школу. Учителя его жалели, и не оставляли. Вытащил «тройки» и был переведен в следующий класс.

— Первый год, в то время как Аня была адаптирована, был кошмарным. У меня появилось много седых волос, — делится Елена. — Она считает себя гопником и мечтала выйти замуж за зэка. Так прямо и говорил: «Они крутые, живут по правилам!» В среде, где прошло ее детство, несколько человек сидели на тяжелые предметы. Этот образ жизни ей казалось нормальным. Она очень жестко отстаивала его как единственно правильное. Просто потому, что другого не знал. В его семье никто не контролирует, и она дорожила своей свободой.

Основы приемной семьи для Энни требования. Она даже не пыталась встроиться в жизнь новые, непонятные правила. Ершистая, агрессивна, она не признает никаких рамок. Бунтовала: «все, Мне это не нужно, учиться я не буду!»

Когда мы тестировали ее интеллектуальном уровне, оказалось, что Аня для развития отстает от своих сверстников на 6 лет. А Надя в то же опережала ровесников. Оказалось, между девочками-погодками-это пропасть. Они жили в одной комнате, но очень быстро стало ясно, что больше так продолжаться не может.

— Ссоры не прекращались. Были бои. Когда Надя делала сестра почему-то примечание, она получила в ответ отповедь, которая в переводе на литературный язык это звучало примерно так: «Ты-самый умный, не так ли? Идти туда, закрылась дверь с той стороны!» Дочь в слезы, это было при мне: ее опять выгнали из собственной комнаты, — вспоминает Елена.

Аня почти сразу сказал: «у меня есть мама, она была очень хорошей, и теперь собирает документы, чтобы взять меня домой. Поэтому здесь временно и привыкнуть к вам не будет! А если вы начнете свои правила насаждать, я здесь устрою!»

— Она, конечно, иначе изъяснялась, — дипломатически замечает Елена. — Это небольшой словарь, состоящий в основном из ненормативной лексики. Что скрывать: были моменты, когда я упал на руки, и жить не хотелось, потому что все видит в черных тонах.

Я слушаю эти истории и думаю: как, наверное, трудно, даже невыносимо было все это терпеть. Не сдаться, не выбросить в конце концов белый флаг, вернув «дикарку» в детский дом. Так поступают многие люди, не обязательно плохие и безответственные люди. Просто их цена альтруистического порыва недоступны, потому что превращала жизнь семьи в руины. Вот и Семенов два раза возвращается в дома для детей, отчаянные приручить его. Предательство, тем более двойного, не проходит без следа.

— Ес, который прошел через это испытание, кипит гнев по отношению к миру взрослых, и этой жестокой обиды он будет вымещать в приемную семью», — объясняет Елена. — Но, чтобы отдать Семенов, прежде чем я не хотела никогда. Для меня возвращение — то же предательство, как если тебя бросает любимый человек. Ты принимаешь ребенка, навсегда. Это билет в один конец.

Никто, думаю, не знает, какой ад творился в душе эта девушка. Аня не понимала, почему ее забрали от мамы, и верил, что любит ее и хочет вернуться. Биологическая мать, какой бы она ни была, для детдомовского ребенка всегда самая лучшая. Аня ждала, что она за ним обязательно приедет. И мама обещала.

Елена даже специально пошли в опеку, чтобы выяснить правду. «Не будет, и Не приезжала, — был ответ. — Врать все время, что закодировалась и не пьет». Но разубедить Семенов не получалось. Даже когда сотрудники опеки на нее, прямо говорят, что ждать уже не надо, я не верила.

Круг разомкнула смерти. В декабре родная мама Ани умерла. На похоронах Елена пошла вместе с девочкой, чтобы поддержать, чтобы быть рядом с ним.

Только после этого Анино сердце перестанет разрываться.

— Она поняла, что ее дом здесь, — говорит Елена. — Три года Аня с нами. И только сейчас я могу сказать, что это наша полностью.

Педагогическая запущенность, удалось преодолеть. Целый год с ней индивидуально и бескорыстно ее учительница начальной школы Наталья Алексеевна Коннова, и сегодня Аня не отличается от других домашних детей. Гадкий утенок превратился в лебедя.

■ ■ ■

Аня номер два — то же самое, что Diana, появляется в семье, еще более неожиданно, когда только-только наладилась нормальная жизнь, без эксцессов и ежедневные испытания на прочность. И так быстро, чтобы взять еще одну приемную дочь, Елена точно не планировала. С Нюрой она переплюнула свой рекорд по самой быстрой в приемную семью.

фото: Елена Светлова
Елена с Нюрой. Сейчас барометр показывает «ясно».

Все произошло совершенно спонтанно. В выходной он с чашкой кофе, я зашел в Facebook и увидел в ленте сообщение знакомая приемная мама Нади Мазовой: «Ребята, SOS! Сегодня на возвращение. Срочно нужны приемные родители с готовыми документами для девочки 9 лет!»

Если у ребенка есть время, чтобы вмешаться в этот момент, он сможет избежать травматичной процедуры перевода в детской больнице, возвращение в приют.

— Объявление меня очень зацепило, но на данном этапе я не готова принять еще одного ребенка, — говорит Елена. — Периодически заглядывала в надежде на счастливый случай. А с течением времени. Ребенка пришлось забрать в час дня. Одиннадцать, двенадцать — не хватает новизны. Люди, конечно, обсуждали ситуацию: «Я бы взяла, но мы сейчас едем в отпуск», «Я бы взял, если девушка была помладше» и т.н., но никто не решался сделать этот человек в семье.

И Елена не выдержала — написала, что готова принять ребенка для временного содержания под стражей, пока не будет иметь постоянных приемных родителей. Кажется, сама судьба в последний момент, вмешивается в историю, девушки. Уже двадцать минут спустя Елена была на месте, ни одной пробки, на всем пути «зеленой» улице.

— В финляндии мне сразу пошел навстречу: все-таки я приемная мама, — вспоминает она перипетии дня. — Мне задали вопрос: «вы Будете с девушкой знакомиться или сразу делает?» Я только спросил: «Ну и что смотреть? Она ж не монстр?» — «Не монстр». И я принял решение: «Оформляйте!»

Она не видела фотографии ребенка, даже имя не знал. И так появился Артур, который быстро начал кричать мама Лена. И стало ясно, что новой приемной семьи искать не нужно, потому что она уже есть.

Родная мать оставила Нюру в детдоме, когда девушка на 5 лет. На первое время, потом навсегда. Она ни разу не навестила дочь, не поинтересовалась его жизнью.

— Диана очень привязана к матери. Все время плакала, скучала. Это будет хорошо, чтобы ее успокоить и в прошлой приемной семье, и в нашей. Она как будто блок стоял: «мама берет меня». И я решил ее найти. Она зарегистрирована в социальных сетях. Я набрала его имя и фамилию в «Одноклассниках», и первый, который появился, был он. Сразу же написала о ней, что Аня живет с нами, но очень хочет к маме. Она сразу же ответила: «Это ошибка молодости. Теперь я хорошо: двое детей, семья, мы обеспечены. Я искал свою дочь, но я не позволяю себе контакты. Конечно, я могу взять ее». Мы телефону, я рассказал ей, с чего начать и какие документы необходимы.

Diana, для этой рассылки, ничего не знал. Елена берегла девушка. Что-то подсказывало, что лучше не спешить, чтобы лишний раз не травмировать ребенка. Если вы-молодая, здоровая женщина столько лет не пытался найти и вернуть дочь, может быть, то, что она не могла это сделать.

Но в один прекрасный день все разрешилось само собой. Когда аня в слезы, говорит: «Где моя мама? Мне кажется, он болен. Вдруг она умерла?», у Елены вырвалось: «Не умер!» Девушка подняла заплаканные глаза: «А ты откуда знаешь?» Должен был сказать все.

Но с течением времени и ничего не изменилось. Биологическая мать уверяла, что собирает документы на дочь, но каждый раз вмешивались какие-то обстоятельства, которые мешают ей довести дело до конца.

— Не выдержала и позвонила в опеку района, где она тогда жила. Они мне сказали: «Не пришла ни разу, не звонила и никогда не интересовалась». Diana начал ей писать, но она не отвечала. Стал скрываться и от него, и от меня. И тогда я прямо сказал Нюре, что она уже не было никаких иллюзий: «Видишь, она жива-здорова, и принять вас не становится». Конечно, девушке было трудно это принять. Она по-прежнему пишет письма и придумывала мама ответы.

фото: Из личного архива
«Ты принимаешь ребенка, навсегда. Это билет в один конец».

Затем они узнали, что ее непутевая родительница уехала с новым женихом в неизвестном направлении, снова поставке двух детей в детский дом. Теперь их забрал родной отец.

В этом году Елена не может вспомнить без содрогания. Было так ужасно, что первая Аня может выглядеть, как ангел. Длинный истерики, скандалы и агрессия. Diana резала вещи, бросалась на приемную мать с кулаками. Кидалась на все, что попадает под руку. Один раз в ярости опустил со второго этажа кровати.

— Иногда мне приходилось защищаться. Но я ее не ругала, не делает замечания, она и так все принимала на свой счет. Крикнул: «Я знаю, я плохой, я никому не нужна. Жить с вами не будет! Я тебя ненавижу!» Это страх. Она все время боялась, что его сдам в детдом. У детей, которые возвращается, всегда занижена самооценка. Они во всем винят себя. Они страшно привязываются, страшно пустить— потому, что их снова могут пройти. Поэтому они пытаются спровоцировать конфликт, чтобы довести ситуацию до конца и больше не сходить с ума. Постоянно живет в страхе очень сложно.

Каждый произошло. Один раз Артур, пробуя границы дозволенного, пошел на приемную мать с табуреткой. Елена почувствовала, каким-то животном уровне, что если сейчас испугается и спрячется, а потом все потерял. Поэтому твердо и уверенно сказал: «Ты не ударишь! Успокойся!» Занесенные руки упали, из глаз хлынули слезы. Елена тоже разрыдалась. Они сидели на полу, обнявшись, как самые близкие люди. А затем пошла на кухню, готовить ужин.

Она боролась за маленькую приемную дочь. Разыскала своих родственников в Ростовской области, и однажды, в один жаркий летний день, они всей семьей сели в автомобиль и отправился в далекую станицу на Дон. Оказалось, что Нюры много родни: бабушки, дяди, племянники.

— Почему я это сделала? — Елена смотрит на меня с недоумением. — Я знал, что Нюре важно, чтобы с семьей повидаться. Если ей что-то нужно, значит, и я тоже должен. Это же мой ребенок! Недавно я понял: тот, кого ты любишь, не твоя собственность, и ты хочешь, чтобы он был счастлив. Если я чувствовал, что бабушка хочет, чтобы ее взять и Нюре там будет лучше, я не только не стал ей препятствовать, но и помогли с дизайном.

Осенние каникулы аня провела у бабушки. Это поездки в гости, вернулся домой, приемной матерью и сестрами. Просто был еще один якорь в жизни девочек переходного возраста.

Мы сидим на кухне и пьем чай. Надя еще не вернулась из школы, Аня пошла в гости к брату. Diana играет с куклой Эльзой и говорит: «Я о такой мечтала, и мама мне ее подарила!»

Ей тридцать шесть. Молодая, красивая мама трех дочерей. Вашего бизнеса, диплом. Не был женат. Она сказала: «Возьмешь приемного ребенка — замуж не выйдешь».

— Это миф! — смеется Елена. — Я действительно в какой-то момент, так разочарованы в мужчинах, что я решил, что, очевидно, не был создан для семьи. Замуж навсегда, и бросил меня. Теперь у меня есть Дима. Дочь сначала страшно ревновали: «Почему ты? Нам и так хорошо!» А то приняли и теперь ждут и скучают: «Когда дядя Дима приедет?»

Они познакомились на объявление на сайте. Елена все честно пишет о Надю, Семенов и Семенов, который Diana.

Тогда Дима она скажет: «Я долго искал настоящего человека, и я, наконец, нашел. Это ты».