фoтo: Вaлeрия Мaркoвa
Ну, тeпeрь вы мoжeтe дышaть. Нo вoпрoсы всe eщe oстaлись: нe мoжeт ли быть рaньшe, чтoбы нaзвaть кoлoнию или xoтя бы рeгиoн? Рaзвe нe мoглa пoзвoлить eму дaть кaкую-тo вeстoчку рoдным? Дeйствитeльнo ли в XXI вeкe o дoстaвкe aрeстaнтa из oднoй кoлoнии в другую, нужнo выдeлить в 1,5–2 мeсяцa (в кoнцe кoнцoв, нe на лошадях и упряжках везут)? «МК» постарался найти ответы на эти вопросы.
«15 дней, как от Ильдара Дадина не вести», «25 дней на невежество», «35 дней, мы не знаем, где он»… — указал на календарях и в социальных сетях близкие на первый в России был осужден за нарушение правил проведения митингов. Писателей, политиков, журналистов, в практике устроили флешмоб, забросав ФСИН запросы: «Где находится Ильдар Дадин?» Знаменитости в социальных сетях дали даже такие: «Полностью мы предполагаем, что он был уже мертв». В ответ на это ФСИН ответила: мол, с Дадиным все в полном порядке, он едет к месту отбывания наказания, но где именно — не скажем.
— Это не черствость, не жестокость, не более мести со стороны ФСИН, как может показаться, — объясняет заместитель начальника отдела Валерию Valentina. — Таков закон. Не мы его изобрели, но именно с нас спросят его реализации.
— Как не хотел признавать, но ФСИН права, и никаких нарушений закона с его стороны не было», — говорит юрист-правозащитник, бывший член ОНК Москвы Максим Пешков. А этот закон говорит, что тюремное ведомство не имеет права раскрывать информацию о маршруте и даже конечную точку назначения. И только по прибытии (в 10-дневный срок) заключенный послал письмо-уведомление, кто-то из родственников. Пока он доберется до места назначения — пройдет по крайней мере еще неделю. Но, повторяю, так записано в законодательстве. Другое дело, что мы, наблюдатели, с этим категорически не согласны. Но все претензии — не к ФСИН.
Почему законодатели изначально запретили сообщать об этом этапе, осужденных? Юристы ФСИН говорят, говоря, что это ради безопасности, так и самих арестантов (вдруг, жизнь на маршрут их движения, жертв или бывшие друзья хотят напасть?), так и общество от них (чтобы избежать стрелять и т.н.). А еще есть ситуации, когда осужденный не хочет, чтобы жена знала, где он.
Но с Дадиным ситуация совершенно другая. Он не является членом организованной преступной группы, не маньяк, с семьей поддерживает тесные связи… «Закон одинаков для всех», — отвечают ФСИН. В случае с Ильдаром — как раз отличный повод, чтобы его поменять. И все же — закон о запрете на длинных этапах: 37 дней пути из одной колонии в другую! Но говорить, что это произошло только с Дадиным, это несправедливо. Все время до осужденных этапируют в месяц, два или даже три. И по этому поводу все равно особенно никто не возмущался (а вот в «МК» мы писали о проблеме, не один раз). Законом не предусмотрен максимальный период этапирования, так что это тоже Дадина может «перевернуться» в России до конца срока. И-опять же — это может быть случае с ней станет поводом для изменения закона?..
Кстати, сегодня почти нет маршрутов для перевозки заключенных воздушный транспорт — всего железнодорожный и водный. Но билет на самолет будет стоить дешевле, чем двухмесячное «путешествие» на поезде. Были случаи, когда арестанты сами предлагали купить и конвоирам билеты, только чтобы не идти в «столыпинском вагоне». Так что, даже и тяжелое в этом отказано.
Сколько Дадин время, проведенное в пересыльных пунктах, какое количество из ТЮРЬМЫ в том, сколько городов он посетил? Трудно сказать, но, по нашим оценкам — не менее чем на три и столько же дней провести в лас-вегасе.
«Там меня каждый день пить молоко, — сообщил затем Ильдар жене по телефону. — Отношение было очень хорошее».
Оказалось, что на Новый год он отмечал в изолятор), а не в поезде. «Общие указания ФСИН, чтобы остановить всех этапах во время новогодних праздников, — говорит Аришка. — Последний день, транспорт — 29 декабря. Это было сделано для того, чтобы люди, которые находятся на этапе и не может справиться до места назначения, чтобы встретить Новый год в нормальных условиях: помыться, получить горячую еду (все это праздничный обед)».
Для Дадина до последнего во ФСИН говорят только одно: с ним все в полнейшем порядке, сразу после Нового года, он будет путешествовать дальше и скоро прибудет в конечную точку. А затем сообщает 7 января 2017 года, что он прибыл. Но где?
— Ильдар позвонил в обед! — сказал в воскресенье жена Анастасия Зотова. — Он ИК №5 договора Говорят, что это образцово-показательная колония…
Почему была выбрана эта колония?
— Для начала вспомните, почему вообще его решили перевести в другое место, — объясняет Valentina. — О том, что многие наблюдатели, в том числе и уполномоченного по правам человека в России. Кроме того, в самой карельской колонии развивается конфликтная ситуация. Алтай ИК №5 — это колония с прекрасной репутацией, к которому никогда не было претензий со стороны защитников. Кроме того, Дадин — творческий человек, умный. Есть основания полагать, что характеристики климата оказывает благоприятное воздействие на его физическое и эмоциональное здоровье. Сейчас он находится в карантине, чтобы проверить это, и врачи не нашли каких-либо проблем. Он засел за написание писем близким, в которых рассказать подробности о своей новой жизни.