Горячие финская пара: стандарт образования Суоми впервые был переведен на русский

Нa сaмoм дeлe oкoлo финскoй шкoлe вoзниклo мнoгo мифoв. Нaпримeр, чтo тaм пoлнoстью oткaзaлись oт шкoльныx прeдмeтoв и учиться тaк, кaк этo прaктикуeтся в России в 20-е годы прошлого века. Помните, «Два капитана» Каверина, где описывается, как в советской послереволюционной школе проходят коровы: во-первых, с биологической точки зрения, то с географической, грамматически и т.н.? Вот и в Финляндии, утверждает, что обучается сейчас только так. Другой миф, что финны больше не учат писать от руки, а только тренируют навык печати текста на клавиатуре. Третьи, что финская школа не знает каких-либо проверок, а учитель волен делать на уроке все, что считает нужным, и никто ему не указ — ни министр образования, ни сам господь бог. Как учат финны на самом деле?

20 минут на домашку

Прежде всего, финская средней школы, четко вписывается в рамки ведущим в современной мировой тренд: мерить образования от результатов, а не затраченным временем. В этом суть финской образовательного стандарта!

Как, например, кажется, привычное нам содержание учебного предмета? Правильно, как список изучаемых предметов: геометрия — косинус с синусом; для литературы — произведений Толстого с Достоевским. Для финнов же содержание предмета — это то, что студент должен научиться во время учебы. Например, если мы говорим о литературе, не в состоянии различать различные жанры и сравнивать позиции литературных героев.

Второй важный момент связан с тем, что каждая финская школа сама выбирает, как учить детей: отдельные темы или интегративно, течет, междисциплинарным проблемам. Однако, учитывая, что на дворе XXI век, который вел вперед, стыковые науки, как физическая химия или химическая физика и междисциплинарный подход, финны зафиксировать свой образовательный стандарт, что если выбрана предметная модель в образовательной программе должны присутствовать по крайней мере один интегративный модуль в год.

Третье, что отличает финскую школу, — развита система факультативов в рамках базового образования. Их главная задача-углубление и расширение содержания основных тем. При этом особый упор идет на практические и творческие занятия: 1-6-х классов 5 таких уроков в неделю, а в 7-9-х классах — 6. Есть финский студентов и возможность учиться в дифференцированных группах, когда в процессе обучения участвуют ребята из разных классов. Тем не менее, особенно необычно для нашей практики подходы финской школы по основным вопросам, как домашнее задание и оценки.

«Предполагается, что учителя должны давать ребенку более низкой ступени на такую домашнюю работу, что он может сделать за 20 минут. Если он не может справиться с этот срок — это в финской школе уже была тема для обсуждения на педсовете, — уточнил главный эксперт департамента образовательных программ РОСНАНО Андрей Мельников. — Ребенок, особенно младшеклассник, вечером должен общаться с родителями, а не бесконечно сидеть над учебниками!» Это незыблемое правило!

Школьные отметки в Финляндии также играют непривычную для нас роль, потому что не служат для констатации незнаний или знаний, а также для планирования дальнейшей программы обучения для каждого конкретного ребенка. При этом особое значение придается тому, чтобы финский студент осознал себя, за то, что ему нужно, особенно для дальнейшей работы. Так что, оценки в финской школе в конце года или в другие переходные моменты, а постоянно — из урока в урок. И это совершенно немыслимо для финнов, чтобы к слабой школе, не блещущей оценки детей, на их чувства начальство применялись какие-либо «санкции», заявил замдиректора Института системных проектов МГПУ Кирилл Баранников. Это наши северные соседи не могут присниться и в страшном сне.

Конвергенция в школу ребенка, а не ребенок для школы

Очень важно, что отношения в треугольнике государство — школа — семья, которая в России все больше напоминает Бермудский, в Финляндии были построены на основе этих ценностей среднего образования, таких как: уникальность каждого ученика; гуманизм; культурное разнообразие как богатство; начала молодых поколений к устойчивому образу жизни. На первый план здесь вышли задачи обучения и развития каждого ребенка во взаимодействии школы с семьей, а самое гэс воспитательной работы стало «развитие честность, чувство равенства и справедливости». При этом ключевым словом является гуманизм финского среднего образования.

Возьмем для круглогодичной школы: «Финны пытаются приблизить школу ребенка, а не ребенок для школы», — подчеркнул Андрей Мельников. И это действительно так: 5,5-миллионное население Финляндии, сопоставимо с Санкт-Петербург (5,2 миллиона), что составляет около 4 тысяч школ. Между тем, в 15-миллионной Москве осталось лишь около 630. Что так и в таких масштабах «гуманизм»…

Очевидным достоинством финских госполитики в сфере среднего образования-это, по словам эксперта, и то, что «в отличие от России финны в модернизации образования стараюсь не шарахаться из стороны в сторону, и двигаться постепенно». Действительно, новый финский образовательный стандарт, тот, который теперь переведен на русский, вступили в силу в 2014 году, а начали только в этом учебном году. Но он является полноправным преемником предыдущих стандартов, 1994 и 2004 года, не перечеркивая их основные положения, а также дополняя их и развития.

— Очень лестно также, что в русский стандарт подробно расписывается, как школы, действует для всех детей, которые имеют трудности, добавил ректор МГПУ Игорь Реморенко. — При этом имеется в виду не только детей, с РИС, но и все ребята, систематически испытывают трудности с освоением учебной программы или не владеющих финским языком: есть, например, специальная программа для работы с детьми из цыганских семей.

Однако, в Финляндии важно обучение каждого ребенка: все время, и там собирают данные о программах, которые дети по-прежнему в детских садах, чтобы построить оптимальный путь для развития в школе.

Наиболее невероятно, — говорит Андрей Мельников, что «слова в их стандарт почти те же, что у нас есть, а выходит по-другому. Может быть, все это было в другом контексте. Финляндия — северное общество всеобщего благоденствия. В соответствии с этим и терпеть все, в том числе и системы образования»

Контексте русского

— Мы работаем с расплывчатыми стандартами образования нового, примерно до международного образца последних лет, наш учитель, не мог, — сказал глава Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО Александр Пентин. — Так что теперь Г идет работа по детализации Федерального государственного образовательного стандарта (Г) с восстановления содержания образования, а не только его целей. На самом деле Россия возвращается на РАБОТУ в 2004 году.

Вот оно, наше шараханье из одной крайности в другую во всей красе! Но самое неприятное заключается в другом, — призналась эксперт «МК»:

— Нормальное образование идет у нас, увы, мимо школы. Возьмите, например, международные исследования TIMSS для средней и высшей школы. Они дают России, очень хорошие результаты: 3-4-е место. Тем не менее 75% от того, что хочет в эти задачи, в российской школе не проводятся. А это означает, что знания, полученные кроме того, из системы среднего образования. Так что у нас есть какие-то надежды на государство для получения образования у нас, не стоит!