фoтo: youtube.com
Видeoпeрфoрмaнс «Игрa в сaлoчки» впeрвыe был представлен перед публикой еще в 2015 году. для выставки «Польша – Израиль – Германия. Опыт Аушвица» в Музее современного искусства в Кракове. Много неопытных современного искусства зрителей он сразу впал в шок. В фильме несколько совершенно голых мужчин и женщин разного возраста играли в салочки в пустое помещение с бетонными стенами. Только в конце фильма оказывается, что съемки проходить в двух местах – нейтральный и в газовые камеры концлагерей Штуттгофа, где проводились чудовищные медицинские эксперименты. Этот фильм, как утверждает автор, что пытался призвать, чтобы перестать страдать из-за кого-то, кто погиб от рук нацистов. Кстати, как в годы войны в этом лагере смерти было около 65 тысяч.
После гневных комментариев и протестов, работы с выставки сняли. Однако чуть позже она вернулась, аргументировав тем, что мол «музей защитить свободу художественного высказывания».
Сейчас еврейские организации в своем письме от 29 ноября, просят объяснить, получал ли художнику разрешение на съемки от администрации музея Штуттгофа и есть ли какие-то правила в этом смысле.
Фильм с подобной смысловой нагрузки, превратилась в еще одно творение поляка — «80064». Название фильма – это лагерный номер Йозеф Тарнавы, бывший узник Освенцима. Жмиевский убеждает 92-летний старик обновления на устройством номер, вытатуированный на плече. Человек сначала пытается сопротивляться, но под давлением художник соглашается.
Артур Жмиевский – один из ведущих представителей критического искусства в Польше, известен тем, что снимает провокативные спектакли, которые часто являются импровизациями и социальные эксперименты.