фoтo: ru.wikipedia.org
С сeрeдины вoсьмидeсятыx гoдoв нaм сo дня нa дeнь мнe рaсскaзaли o рeпрeссии, aрeсты, лaгeря и рaсстрeлы. Нaгрoмoздили цeлыe гoры врaнья, смeшaннaя с прaвдoй, пoлупрaвдoй, мифoв и oткрoвeннoй чушью. В кoнцe кoнцoв, рaзoбрaться в рeaльнoм пoлoжeнии вещей для обычного человека это очень сложно, если вообще возможно.
Разброс мнений огромный. Кто-то говорит о сотнях тысяч жертв репрессий, кто-то десятки миллионов. Кто-то считает, что все они в основном невинных, кто-то уверен, что большинство получает по заслугам. Кто-то в семье есть репрессированные и сгинувшие в лагерях, кто-то в праведном негодовании восклицает: «Какие массовые репрессии?! Ни я, ни мои знакомые не имел ни друзей, ни родственников, прошедших сталинские тюрьмы!»
У каждого свой взгляд и это правда.
Но я хотел бы поговорить не о том, кто прав, а кто нет. Дело в том, что по крайней мере двух поколений формируется какой-то условный рефлекс.
Весь социалистический период жизни страны, все семьдесят лет плотно прикреплен к этой короткой, гулкому, как тюремный коридор, слово «ЛАГЕРЯ». Семидесятилетний, очень неоднородный, страшный и прекрасный период в жизни огромной страны вогнали, как в гроб, пять букв.
Можно назвать это исторической памяти, если это не походило на обычное оболванивание.
В результате тридцатилетней массовая атака значительное количество людей, как у собак Павлова, развивается рефлекс — при словах «коммунизм» и «социализм» у них машина прыгает ответ: «ПОДШИПНИКИ».
Не, Гагарин, олимпийский мишка, великий строительство, космос и бесплатного образования, связаны они со словом «советский», а аббревиатуры КГБ, ЧЕРНОМОРСКАЯ, НКВД. Не БАЦ перед глазами встает, а километры колючей проволоки, «опутавшие страну сверху донизу». Не список нобелевских лауреатов из СССР, а расстрельные списки.
В целом задачи, определенные в начале перестройки, была успешно выполнена.
Попробуйте представить себе современную книгу о тридцать седьмой год, в который не были упомянуты репрессии, и у вас сразу же возникнет ощущение «исторической недостоверности». А в конце концов, в тридцатые годы было много очень интересных вещей.
Выросло целое поколение, условных сигналов, что соответствует положенным «гав» — простите, «ПОДШИПНИКИ».
Кроме того, эта ситуация не только у нас, в России. Режимы, которые поселились в развалинах Советского Союза, могут лаяться друг с другом по любым поводам, но с точки зрения общего прошлого проявляют редкостное единодушие. Наше прошлое — тюрьма, нищета, смерть…
В некоторых странах есть свой вкус, как, например, «голодомор» в Украине. «Современный» белорусы тоже не прочь присоединиться к этой «культуре» и с нетерпением тиражируют истории о миллионах погибших от голода в Белоруссии. В Казахстане, кстати, тоже был свой «голодомор», и в последние годы появляются памятники, события. В Астане, Павлодаре, Алма-Ате…
Повторяю, я не собираюсь оспаривать ни сам факт, ни голода, ни цифры погибших. Я обращаю внимание на то, как с шулерской ловкостью десятки советских лет привязали один-два трагических эпизодов. Больше, чем один-два, которые используются, кстати, не рекомендуется. Чтобы сделать человеку в случае, если что-то не поняли из множества вариантов, а ответить четко и кубок ясность в глазах.
И это не в сердобольности наших «хозяев жизни», которые принадлежат рупоры, изо дня в день, напоминающий нам об «ужасах коммунизма». Не в том, что они больно, некоторые неизбывные раны. Волны Колымы не стучится в их сердца, ни в коем случае. И лагерная пыль, не ест глаза.
«Дома жизни», не заинтересованы ни сотни, ни десятки гипотез миллионов жертв Гулага сами по себе. Но «господь» трудно быть заинтересованы в том, чтобы сохранить для себя и потомков все «отжатое» за постсоветские годы. По этой причине слово «социализм» и «советский» вызывают у них реакцию сродни панической атаки и лучшей гарантией благополучия наших нуворишей будет, если и мы тоже будем испытывать такой реакции. Если в каждой главе завода виртуальной сторожевую собаку, которая станет взрываться оглушительный лай, едва заслышав о СССР или с Октябрьской революцией, это и будет лучшая защита в их собственности. И из-за этой «святой» цели они не пожалеют ни сил, ни средств.
Нужно, чтобы обыватель, даже и подумать не могу, что «заводы-газеты-пароходы» могут быть не частной, а государственной собственности, что капитализм в принципе не самый лучший строй, а капиталистическая демократия не является самой демократической. И если у кого-то есть сомнения, это означает, что вы будете вернуть нас обратно в ЛАГЕРЯ.
Очень удобно.
В основе риторики, с помощью которой разрушали СССР, ставят те же самые «краеугольные» слова: «тюрьма», «голод» и «репрессии»… Сейчас поколение старых антисоветчиков, сходящего со сцены, но их бизнес процветает. Новое поколение подхватило эстафету от Солженицына и перестроечного «Огонька» и дает на-гора книг и сериалов о лагерях, в подвалах и забрызганные кровью сапоги НКВДшников.
Люди из списка «Forbes» благодарны вам, молодые побеги, не сомневайтесь. Даже если вы считаете, что бороться с тоталитаризмом, будет бороться за их собственностью.
Откройте в свободное время означенный журнал, знакомьтесь с реальными бенефициарами вашей деятельности. Это их, чтобы защитить себя, когда вы доказываете, что социализм и коммунизм насквозь преступны.
Для жителей и список этих образований, без сомнения, преступны. Так как не было в России капитализма, не является ли элита » ни миллиардов, ни замков, ни яхт…
И все же не было бы ситуации, когда Россия по количеству долларовых миллиардеров находится на пятом месте в мире по уровню доходов на душу населения поселился на пятом десятке. И каждый седьмой житель страны живет за чертой бедности.
Хотя, мне кажется, люди, которые на слова «социализм» и «коммунизм» инстинктивно реагирует «ЛАГЕРЕЙ», нет смысла жаловаться и ждать услуг от текущего контроля.
В конце концов, олигархов и обслуживающих их СМИ уже давно все объяснили: нет альтернатива капитализма, не так ли? Это означает, что капитал, как правило, ничего не угрожает, и он был свободен вести себя, как проблема.
А это значит, что правильно деньги в человека. Капитализм, в конце концов, не так ли? Безальтернативен, не так ли? А тот, кто пытается сказать, что человек выше денег, что интересы общества выше интересов капитала, и это призывает нас обратно в тюрьмы и казематы, из которых принес нам Ельцин и Солженицын.
Развития общества при капитализме упоминается и определяется то, что выгодно капиталу. Где деньги, выгодный ход, где им удобнее.
В шестидесятые годы все были уверены, что теперь человечество рванет в космос. Люди грезили новых планет, световыми скоростями галактик… А потом оказалось, что большие дивиденды капитал это не приведет, и ему гораздо выгоднее, чтобы освоить другие направления, одной и той же отрасли IT, например. И космос сразу же пошел на второй, а на третий план. Ничего принципиально нового в аэрокосмической промышленности за последние полвека не произошло.
А в конце концов, это могло бы стать прорывом. И в первую очередь — прорыв в эволюции психологии человека, в его чувства, свое место в мире и Вселенной. Кажется, наступил момент, когда распахнется окно в космос, и там будет идти все в палящий зной, вонь и ненависть, которую люди накопили за тысячелетия их пребывания в ограниченном пространстве своей планеты. Люди ждали чуда из космоса. Но быстро стало ясно, что «чудо» капитал невыгодно. И космический проект притормозили.
В целом, если мировой столицей был разработан, он может быть уже завтра накормить всех голодных и вылечить практически всех больных на планете. Но это невыгодно. Потому что голодный голода, именно потому, что не имеют денег на еду. И больные часто болеют, потому что не могут найти средства для лечения. А дар, как известно, только дети смеются. Лечить и быть достойным только платежеспособные.
Можно было бы дать бесплатно высшего образования каждый, кто обладает достаточно интеллект и тягу к знаниям. Вы можете. Но почему? И кто будет оплачивать этот «пир духа»? Да и кому нужно такое количество развитых и образованных людей? Она, конечно, не капитал.
Социализм и коммунизм, как идея, важны, прежде всего, тем, что главной их целью является развитие человека и общества, а не рост капитала.
Когда говорят, что будет хорошо капитал, будет хорошо и для общества, лукавят, если не сказать — врут. Любой олигарх понимает, что если будет плохо, общества, частного капитала, как правило, можно отменить, как это сделали в 1917-м.
«Человеческое лицо» капитализма — невольную гримасу.
Когда к власти в России пришли большевики, капиталистический мир не на шутку испугался и начал поспешно, чтобы успокоить работников: ввести восьмичасовой рабочий день, развивать системы социальной защиты, обеспечивать избирательные права женщин и т.н. Элиты нужно было срочно, чтобы сократить свои аппетиты и обмена прав. Это вопрос выживания: «Мы не хотим, чтобы было как в России?»
Так появляется «человеческое лицо».
В капитализме нет ничего человеческого — там есть только деньги и их интересы. Мы, люди, только фактор, один из многих, которые нужно учитывать, чтобы преумножать капитал. Не мы, люди, здесь главные. Вот что вы должны сказать студентов в обществоведении, и взрослых объяснить на передней обложке каждой газеты.
В любом случае, чем чаще мы вспоминаем о социализме и коммунизме, тем меньше причин для спокойного сна от столицы, тем больше от него причинам, чтобы не потерять «человеческое лицо».
Если у вас нет достаточно желания, чтобы понять, что капитализм это в принципе тупик в развитии человека, чтобы понять, по крайней мере, это.
Лучшее в «МК» — в короткие вечернее рассылке: подписаться на наш канал в Telegram