В РАН объяснили причину задержки рейса в Месяц

Южный пoлюс Луны. Вид свeрxу.

Кaк сooбщaлoсь рaнee, прoeкт «Лунa-25» зaключaeтся в дoстaвкe в южный припoлярный рaйoн кoсмичeскoгo aппaрaтa с нaучным oбoрудoвaниeм (10 устрoйств) для изучeния структуры и сoстaвa припoвeрxнoстнoгo слoя рeгoлитa (луннoгo грунтa), a тaкжe изучeния кoсмичeскoй плaзмы и луннoй пыли, и тeлeсъeмки вoкруг. Пeрвoнaчaльнo зaпуск стaнции «Лунa-25» зaплaнирoвaнo нa 2015 гoд. Гдe-тo зa двa гoдa дo прeдпoлaгaeмoгo стaртa швeды и просят, чтобы настроить свои приборы LIZA-XSAN на борт вместе с нашим оборудованием. И то из-за санкций и необходимости решения задач по импортозамещению комплектации станции следуют передачи запуск на 2019 год… Шведы терпеливо ждали до тех пор, пока они не получили предложения от китайцев запустить прибор на китайский «чанъэ-4» в 2018 году.

— Здесь как в аэропорту: если ваш рейс все время задержки, и вдруг вам предлагают полететь на другом ранее, вы можете, конечно, выбрать его», — объясняет Игорь Митрофанов. И сразу успокаивает, что наша научная программа из «измены» шведы ничего не происходит, — завтрак » шведский ЛИН-ЭКСАН почти полностью дублировал наши энерго-масс-спектрометр АРИЕС. Это российский прибор, который в составе «Луна-25″ будет измерять состав лунной экзосферы (больше мертвых окололунную субстанцию, чем атмосфера), состоящий из космической плазмы и нейтральных частиц, а также взаимодействия солнечного ветра с лунной поверхностью. Конечно, завтрак » шведский устройство также не помешал бы нашим ученым, потому что для получения хороших статистических данных, дублирование это всегда полезно, но тоже, как говорится, на нет и суда нет, европейцы опасаются из-за того, что их устройство долго ждать, чтобы просто выйти из строя. Финансово они нам ничего не должны. Ну и работа наших специалистов, которые прорабатывали вопросы установки шведского устройства на борту, и теперь она должна провести доработку элементов дизайна и перевыпустить документацию, оказывается, не в счет — шведы, честно говоря, мы ждали несколько лет, так что этот форс-мажор — за российский счет.

— Так когда будет произведен запуск «Луны-25»?

— Официально запланирован на 2019 год, но теперь становится очевидно, что в этот срок космический корабль летать не может. Не по вине ИКИ — с его стороны научного оборудования мы уже подготовили, находится в завершающей стадии тестирования… Но посмотрите, сейчас они должны будут только в 2021 году. Не успевая отправить аппарат на Луну в 2019-м, мы теряем хорошие баллистические условия для полета и посадки в выбранной области возле Южного полюса Луны. Эти условия повторить только через два года.

— Не устареют ли и наши устройства до тех пор? И потом, какой смысл нам покупать там после китайцев?

— Наши аппараты изготавливаются с большим запасом на источник. И на полярных Месяц, и, несмотря на новую вынужденную задержку, мы по-прежнему планируем прилуниться в первую очередь. У китая «чанъэ-4» цель — это область, в средних широтах обратной стороны Луны. В районах в средних широтах Месяца наши устройства уже работали в 60-е годы прошлого века, есть также побывали американские астронавты. Правда, посадку на обратной стороне нашего спутника китайцами будет проводиться впервые.


Устройство «АРИЕС». Фото: astronel.ru

— Почему китайцы идут на полюс? У них было бы преимущество перед нами.

— Потому что ваш автомобиль начал строить несколько лет назад, когда еще не было понимания, что именно в полярной области Луны более перспективным для исследования. Мы в ИКИ РАН, вероятно, раньше, чем другие сформулировали задачу отправлять космические аппараты для исследования полярной области Луны. К этому нас толкают те данные, которые были получены в начале века, в том числе нашего российского нейтронного телескопа ЛЕНД, установленного на американском орбитальном лунном сотрудниками ЛРО (LRO). Эти данные показали, что в полярном реголите есть много летучих веществ космического происхождения, начиная с воды и заканчивая сложными молекулами. Эти соединения на Месяц принесли кометы. Стержень на Луне можно сравнить с природным холодильником, где в холодных ловушек полярного реголита сотни миллионов лет накапливается и сохраняется слой инея все пространство летучих веществ, когда-либо попадавших на наш спутник. Научные аппараты «Луна-25» будет изучать состав этих веществ, проведут оценку массовой доли незамерзшей воды в реголите. В конце концов, ее наличие освобождает будущих лунных пионеров из необходимости поставки воды из Почвы. И она будет нужна не только для утоления жажды, но и для производства кислорода, и в более далекой перспективе — и ракета водородного топлива для будущих межпланетных полетов.

— Теперь, когда китайцы, конечно, тоже понимали выгоду от полета на полюс Луны, есть ли у них возможность изменить маршрут?

— Устанавливаются полета на лунный полюс, но пока планирую сделать устройство только к 2023 году, после полета «чанъэ-4». Автоматические станции для полетов на средние широты и в полярных областях Луны конструкционно очень отличаются друг от друга. Например, у полярной станции солнечные батареи расположены по бокам, потому что Солнце на лунном полюсе поднимается очень низко над горизонтом. Это почти как в нашем Мурманске, где летом во время полярного дня Солнце не заходит, но остается довольно низко над горизонтом. Если на лунном полюсе вы подняться на высокую гору, то Солнце будет идти за горизонт на всех, и будет постоянно предоставлять свои ремни своей энергией. Мы не планируем посадить наш «Луна-25» в этом горном районе, это было бы слишком рискованно для первой лунной полярной станции, но во многих отношениях «Луна-25» — это первая разработка полярный спускаемого аппарата, без до сих пор аналогов.

СПРАВКА «МК»

Потому что Луна все время обращена к Земле на одной стороне, затем лунные дни на ней считается период его обращения вокруг Земли, поэтому 28 земных дней. День на лунном экваторе длится 14 дней, и так же, как ночь. Поверхность Луны на полюсах Солнце светит по касательной, так что на вершинах полярных гор постоянно освещенной области, где никогда не заходит Солнце, и, наоборот, на дне полярных кратеров имеют затененные области, где постоянно царит полярная ночь.