Aвтoр
Нa югo-вoстoкe Флoриды, мeжду Мaйaми и Флoридa-Сити стoит нa бeрeгу удивитeльный, мoжнo скaзaть, — фaнтaстичeский aрxитeктурный aнсaмбль, — нaстoящий пaмятник нeрaзгaдaннoй тaйнe: дo сиx пoр нeизвeстнo, с пoмoщью кaкиx тexнoлoгий oн был пoстрoeн — Coral-castle — «Кoрaллoвый Зaмoк».
Нa зaмoк oн мaлo пoxoж: скoрee, нa мaстeрскую нaдгрoбныx пaмятникoв, xaoтичнo рaсстaвлeнныx нa нeскoлькиx сoткax зeмли. A «Кoрaллoвый» пoтoму, чтo вeсь он выполнен из одного материала — пористого, грязно-серого кораллового известняка.
А начиналось все так…
В августе 1887 года в Латвии, в семье потомственного каменотеса, родился будущий создатель «Кораллового замка» Эдвард Лидскалнин — щуплый, болезненный, невзрачный. Ему было 26 лет, когда он без памяти влюбился в 16-летнюю девушку по имени Агнесс Скаффс. Но девушка вовремя поняла, что неказистый, ничем не примечательный, бедный и малообразованный жених не может стать залогом ее счастливой семейной жизни… Все бросив, Эдвард уплыл от нее на край света — через океан, в далекую Америку. Скитался из штата в штат, подрабатывал, как мог, но заработал лишь туберкулез. Больной и тщедушный, в 1918-м он осел во Флориде, купив на свои скудные сбережения на диком и безлюдном пустыре 10 акров земли.
Живя отшельником, в полном одиночестве, ни с кем не общаясь, Эд принялся за строительство «замка», окрестив его Rock Gate Park («Парк каменные врата») и посвятив своей единственной любимой. До конца своих дней, Эд не терял надежды, что Агнесс войдет хозяйкой в построенный для нее дворец, что у них будет счастливая семейная жизнь, украшенная детьми.
Так и сотворил «замок» Эдвард — единственный на весь мир. Чудо заключается в том, что строил он его в одиночку, без использования техники, а общий вес «кораллового замка»» составляет 1100 тонн. Как он перемещал эти огромные камни?
Rock Gate Park — творение чисто символическое, меньше всего пригодное для жилья. Значит, его создатель должен был быть либо сумасшедшим, либо гением-философом, смотревшим на века вперед. Думается, имело место и то, и другое.
У этого хлипкого человечка не было машины и вообще никакой техники, был только велосипед, на котором он ездил в город. У него не было даже электричества. И, тем не менее, он спускался к океану, каким-то непостижимым образом вырубал из кораллового атолла многотонные куски породы, относил (!?) их на свой участок, обрабатывал и выкладывал нужным ему образом.
Сначала, Эд отгородился сплошной стеной, составив ее из вертикальных, плотно прилегающих друг к другу блоков, весом…15 тонн каждый. Дверь, установленная им в стене — настоящий шедевр и одно из самых загадочных творений хозяина. Только представьте: глыба, вырубленная из кораллового монолита, размерами 3 на 1,5 на 1 метр и весом 9 тонн, закреплена таким поразительным образом, так идеально сбалансирована и отцентрована, что с легкостью поворачивается вокруг своей оси от одного прикосновения пальцем. Открыть ее может, даже, ребенок.
Из таких же блоков Эд сложил двухэтажную «Башню» — единственное сооружение в «замке», имеющее крышу. Блоки идеально пригнаны, без использования какого-либо раствора. Их общий вес составляет 243 тонны.
На первом этаже он устроил себе мастерскую-лабораторию, а на втором — жилье, где и прожил до самой смерти. Ни одна живая душа при жизни хозяина не заглядывала в его каменную берлогу на втором этаже, да и в мастерскую, на первом тоже. Крохотная комнатка похожа на келью отшельника, с гамаком, на котором он спал, столом и стулом. Маленький узкий стульчик был собран из металлолома, в основном, из велосипедных деталей со свалки, и обтянут кожей, содранной со старого седла.
Глыб, добытых на берегу, становилось все больше. Так, появился на свет Тронный зал: для него и его королевы, украшенный 12-метровым обелиском, весом в 30 тонн — главная гордость Эда, с каменными моделями Сатурна, Марса и огромного полумесяца (каждый по 22 тонны), верхний рог которого нацелен на Полярную звезду. Затем, спальня с двумя огромными ложами и детской люлькой. Несбывшиеся, окаменевшие мечты влюбленного? В изножье кроватей стол в виде сердца, прозванный «самой большой в мире Валентинкой», с каменными лавками вокруг. Рядом, — каменное кресло-качалка (3 тонны). Оно, действительно, качается, за счет дугообразного основания.
Для своих гипотетических детей Эд создал детскую игровую площадку, навеянную сказкой про девочку Машу и трех медведей. В сказке, известной с детства Эду, девочка сломала ручку кресла и съела кашу из большой медвежьей миски. Он и это воплотил в камне. Детскую украшают каменные игрушки и примитивные скульптуры.
Эд изваял каменную карту Флориды, солнечные часы, показывающие точное время (с допущением в 1-2 мин), гигантскую модель «телескопа»: стоящую на возвышении трубу 7-метровой высоты, как и рог полумесяца, сориентированной на Полярную звезду, замысловатой формы «Лунный бассейн» с 6-конечной звездой в центре и изображением Луны в трех фазах. Затем, принялся за сооружение подземного бассейна, наполнявшегося за счет дождевой воды, и винтовой лестницы к нему.
Для обработки камня нелюдимый латыш мастерил примитивные инструменты из металлолома, который добывал на свалке машин. Он пользовался лишь простейшими приспособлениями: треножниками, сколоченными из бревен, блоками, парой лебедок и автомобильными амортизаторами. Из всех видов транспорта у него была, кроме велосипеда, тачка, к которой он приладил колесо от тормозного барабана старого грузовичка.
Посвятив всю свою жизнь замку, а строил он его 25 лет, Эдвард Лидскалнин так и не обзавелся ни друзьями, ни семьей. Но посетители у него, все же, бывали. Когда замок был уже частично закончен, он соглашался принимать экскурсии, в частности, группы школьников, и брал с них добровольную символическую плату в 10 центов. У входа в замок он установил небольшую каменную стеллу, начертав на ней: «FLM 10 cents. Drop below». А на другом конце соорудил жаровню и угощал детей горячими хот-догами, хотя сам был убежденным вегетарианцем, выращивая овощи у себя на участке.
Удивительное творение на берегу Флориды привлекло к себе внимание инженеров и ученых и даже правительства США, которое отправило к Эду гонцов, заранее заплатив хозяину энную сумму за то, чтобы он их впустил. Деньги он принял, гонцов впустил, позволил им все осмотреть, но сам хранил молчание. Разумеется, гости ушли ни с чем.
Мэр Майами освободил Эда от уплаты налогов. В замок, все чаще, начали наведываться репортеры. Их публикации заинтересовали американцев. Люди приезжали из разных штатов, чтобы собственными глазами увидеть коралловое чудо. Они предлагали хозяину свою помощь или денежную поддержку. Но Эд гордо отказывался и от того, и от другого. Он не желал брать больше установленной им самим платы — 10 или 25 центов за вход. Традиция эта сохраняется по сей день. Каждый посетитель с благоговением оставляет на ступеньках перед Башней, где жил Эд, монетку в четверть доллара.
Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua
(Окончание следует)