фoтo: Лилия Шaрлoвскaя
– В принципe, в нoрмe, буддийскиx прaвил любoй пaгoды, чтo в Китае, в Индии, должны быть установлены обязательно в какой-то пыли Будда, — говорит ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации Алексей Маслов. — Это мог быть палец, это мог быть зуб. Вот этот священный пепел называют сарира. Но из-за этих сарир из-за технических причин никогда не бывает достаточно, а затем начал использовать пепел людей, которые так или иначе были большие буддисты, или были воплощениями Будды. Потому что официально Будда — это не только тот принц Гаутама, который жил в Индии, Буддой может стать каждый человек. Например, в тибетском буддизме в целом, является концепция живой Будда. Это не обязательно, что он должен идти по пыли Гаутама Будда… и хотя они говорят, что это именно Гаутама, установить это невозможно. Установить это может только анализ ДНК, но мы то должны знать исходный ДНК Будды, которого у нас нет. В Китай из Индии привозилось очень много вещей, которые назвались сарирами. Это пыль Будды, волосы Будды. Китайцы их за правду. Но никто этого, конечно, не проверял. То есть являются контрафактными в Китае было не меньше, чем фальшивых плащаниц Христа. Китай лучше отправиться все это правда, но доказательств нет…
Кроме того, археологи из Института культурных реликвий и археологии в провинции ганьсу нашли там же, 260 статуй. Не известно, захоронили ли вместе с шкатулкой: в нем ничего не говорится о статуях. Как стало известно, что скульптуры высотой в два метра сделал между 386-534 года и 960-1279 года, т. е. между периодом правления династии Северная Вэй и империи Сун. Статуи изображают буддийских божеств: бодхисаттв (искатель просветления), архатов (кто нашел просветление) и Небесных Королей.
– Это показывает только на то, что состояние гроб был высок, – продолжает эксперт, но автоматически не указывает на то, что это останки Будды. Ну, например, практический во всех крупных китайских храмов даже без этих сарир прилагается как минимум 18 и максимум 250 статуй его ближайших учеников. Как раз бодхисаттв, архатов и так далее. Это просто указывает на то, что это был высокостатусный ритуальный центр. Я обратил внимание на то, что буддизм вообще это не важно, правда ли это остатки, или нет. Если это место намоленное, как местными буддистами, как в сильной позиции, когда речь идет о благодати, то для буддиста это не важно. Не важно, и в зависимости от того, что буддисты считают, что физическое тело Будды умерло, истлело и был разделен на части. В то время как его духовное тело остается навсегда, и это может испытать каждый человек, который правильно молиться или правильно медитирует. И подлинность останков отходит на второй план, и ей уделяют меньшее значение, чем в христианстве.