Понятие взятки могут расширить

Eкaтeринa Дoбрикoвa

  LightField Studios / Shutterstock.com

Сooтвeтствующий зaкoнoпрoeкт1 рaзрaбoтaн зaмeститeлeм прeдсeдaтeля Кoмитeтa Гoсдумы пo бeзoпaснoсти и прoтивoдeйствию кoррупции Aнaтoлиeм Выборным. Документ предусматривает три нововведения: 

  • расширение понятия взяточничества. Предлагается считать взяткой помимо услуг имущественного характера и предоставления имущественных прав также услуги неимущественного характера (те услуги, рыночную стоимость которых оценить невозможно), предоставление неимущественных прав и иных неправомерных преимуществ (ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса). При такой конструкции, по мнению разработчика законопроекта, можно будет максимально криминализировать взяточничество и одновременно создать эффективную превентивную меру;
  • криминализация деятельности третейских судей. «Решения, которые принимают третейские судьи, имеют по сути такое же значение, как решения мирового, федерального и арбитражного судей. Принятые ими решения легализуются посредством получения исполнительных листов – процедура их исполнения такая же, как и исполнение любого другого решения суда», – заявляет Анатолий Выборный. При этом риск совершения коррупционного нарушения у третейских судей, по его словам, ничуть не меньше, чем у других судей. Однако на сегодняшний день уголовная ответственность за это не установлена. В связи с этим депутат предлагает расширить сферу деятельности статьи, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление частными нотариусами и аудиторами своими полномочиями, распространив ее также на деятельность третейских судей (ст. 202 УК РФ). Помимо этого, если законопроект будет принят, арбитров можно будет привлечь к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
  • увеличение срока давности привлечения к уголовной ответственности за получение и дачу взятки. Законопроект усилил ответственность за данные преступления – с 3 до 4 лет лишения свободы и с 2 до 4 лет лишения свободы соответственно. Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 УК РФ. Тем самым данные деяния переводятся из категории преступлений небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести. Если сейчас срок давности привлечения к ответственности за получение и дачу взятки составляет два года, то в случае одобрения данной инициативы, он составит шесть лет (ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Организация собирается подарить директору другой организации подарок – должна ли стоимость подарка не превышать 3000 руб., чтобы это не считалось взяткой? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

«Я хотел бы обратить внимание на то, что с каждым годом преступления коррупционного характера становятся все более изощренными. Это особая категория преступлений, их не так просто расследовать, выявлять и привлекать к уголовной ответственности нарушителей. Но я глубоко убежден, что предлагаемые нами нормы, особенно в части криминализации нематериальной взятки, будут более комфортны с точки зрения доказывания совершения преступления», – считает Выборный.

Генпрокуратура РФ представленный законопроект поддерживает. «Наше законодательство знает ответственность за услуги, имеющие имущественную составляющую. Например, когда чиновник просит поменять у него на даче окна, эта услуга имеет определенную рыночную стоимость и может быть оценена. Но как быть, скажем, с предоставлением услуги за услугу (например, один просит отправить его сына служить не в «горячую точку», а другой взамен – выгодно устроить его сына на работу)? Такие действия формально могут считаться злоупотреблением должностными полномочиями, но должна быть ответственность и в рамках состава о взяточничестве. Этот пробел законопроект и восполняет», – отмечает заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Аслан Юсуфов.

Что касается уголовной ответственности за коррупцию со стороны третейских судов, то представитель Генпрокуратуры считает такое нововведение последовательным развитием законодательства об арбитраже: «В прошлом году вступил в силу закон, регулирующий деятельность третейских судей (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»). И сейчас логично ввести соответствующую норму в УК РФ, чтобы арбитры несли уголовную ответственность наравне со всеми».

«Мы все хотим, чтобы у нас была сильная армия, но еще есть те, кто готов «отмазать» своего ребенка от службы. Мы все хотим, чтобы у нас на дорогах не гибли люди, но еще есть те, кто получает водительские права, не зная ПДД и даже не имея права управлять транспортным средством по медицинским показаниям. Мы все хотим, чтобы у нас были сильное образование и сильная медицина, но еще есть те, кто проводит операции, получив диплом по блату. Поэтому мы пытаемся сделать все, чтобы создать максимально комфортные условия жизни для наших граждан и чтобы Россия была безопасным и правовым государством», – заключает Анатолий Выборный.

По его словам, рассмотрение законопроекта начнется в осеннюю сессию. Ожидается, что к этому времени документ пройдет общественные слушания и будет представлен на разных площадках, включая ОП РФ и ТПП РФ.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.