Рукoвoдитeль лaбoрaтoрии глубoкoвoдныx aппaрaтoв Институтa oкeaнoлoгии РAН Aнaтoлий Сaгaлeвич.
— Aнaтoлий Миxaйлoвич, чтo вы гoвoритe oб исслeдoвaнии Мoлoни? Eгo вывoды мoжнo нaзвaть сeнсaциeй, или всe-тaки этo фaкты, притянутыe за уши?
— Ну, немного сумасшедший в мире? Похоже, что человеку просто нечего делать. Кажется, что изучает историю, а на самом деле в этой истории белых пятен больше нет: все давно установлено. Вы знаете, иногда люди изучают историю с единственной целью — его опровергнуть.
— Но на самом деле он и не опровергает официальную версию. Молони не спорит с тем, что «Титаник» столкнулся с айсбергом. Это относится к другой информации. По версии британских журналистов, роковой пожар на борту «Титаника» возникла еще до его отъезда из Саутгемптона. Влияние высоких температурах снижает прочность стального корпуса судна, который не выдержал столкновения с айсбергом.
— А где доказательства? Есть по крайней мере одно упоминание очевидцев о том пожаре?
— Молони утверждают, что владельцы корабля умышленно скрыли этот факт от пассажиров, так что о возгорании, которые не могли потушить… несколько недель, никто не знал. И, чтобы замести свои следы копоти на корпусе, во время погрузки на корабль, разместили так, чтобы на борту со следами сажи не было видно для пассажиров с пристани. Проанализировав фотографии, сделанные еще до начала злополучного рейса, репортер увидел на обложке как раз эти странные следы. Кстати, снимки были обнаружены в неопубликованном фотоальбоме, который нашел спустя века на чердаке одного из домов в Уилтшире потомок директора белфастской компании Harland and Wolff, которая построила «Титаник». Так Молони сделал вывод, что пожар возник в одном из топливных хранилищ. В результате пожара стены корабля в определенном месте якобы нагрелась до температуры около 1000 градусов по Цельсию и потеряла до 75 процентов прочности.
— Откуда там может быть топливо, если этот пароход пошел на уголь? На нем было 29 котлов с тремя топками, сжигавшими на 600 тонн угля в сутки. Любой другой вид топлива на «Титанике» не было.
— Пожар мог возникнуть и по другой причине…
Трудно представить, что этот факт остался бы без внимания. По крайней мере одно письменное свидетельство да, ушел бы. И в безалаберность руководства судоходной компании, я, честно говоря, тоже не верю.
— И чем доказано, что официальная версия? Эксперты изучили пробоину, интервью свидетелей?
— Исследовать пробоину невозможно. Корабль ушел в осадок, и его не видно. Официальная версия опирается в основном на рассказы свидетелей. Во время съемок «Титаника» я лично общался с одним из выживших — Эвой Hut. Когда мы говорили, что ей было уже 86 лет, и на момент трагедии едва исполнилось 7. И я вам совершенно официально заявляю, что правдоподобная версия трагедии только одна, и это много раз доказано.
— И вообще, за сто лет много уже их было — разных правдоподобных и неправдоподобных версий?
— Не чрезвычайной ситуации. Говорили о взрыве котла, и для немецкой подводной лодки, протаранившую пароход, и о заговоре владельцев судна, которые якобы выдает себя за «Титаник» и его «побитого» в морских путешествиях старшего брата с названием «Олимпийский». Но спасибо всем этим версиям не так.