Исповедь русского пилота, уехавшего в Китай: «Там космос!»

Игoрь Сулим (слeвa). Фoтo из личнoгo aрxивa.

С Игoрeм Сулимoм мы знaкoмы дaвнo, eщe сo врeмeн, кoгдa oн был в бoeвoй aвиaции. Я пoмню eгo aктивнoй жизнeннoй пoзиции, кoгдa oнa нaчaлaсь сильнaя судeбнaя истoрия в Липeцкoм aвиaцeнтрe. Тoгдa вскрылись факты преодоления сваи, из-за чего несколько человек из команды Центра были осуждены на различные сроки. Чтобы остаться в армии, после того, как все это трудно, и Сулим стал на гражданские рейсы. А теперь покупать за рубежом.

— Игорь, несколько лет успешно отлетали в крупной российской авиакомпании, и вот теперь — Китай. Неужели только из-за денег? Куда он делся ваш патриотизм?

— Патриотизм никуда не ушел. Я по-прежнему люблю свою страну. Тем не менее, на мой взгляд, профессия пилота предполагает постоянное совершенствование, работа над собой, достижение новых высот. Останавливается, никогда не может быть, в противном случае вы теряете навыки, знания, класс, что неизбежно повлияет на безопасность полетов. Это означает, что в профессиональном плане всегда должен быть какой-то перспективы, четкие цели.

Хотя, что греха таить, каждый из нас стремится получить более престижную работу, более высокую зарплату. Я считаю, что это нормальное желание любого человека, систематически работает над собой. Вот почему во время кризиса, разразившегося в России, я начал думать над найти работу за рубежом.

Судите сами: за самый короткий срок вы получите опыт работы в международной компании, изучить особенности организации полетов за рубежом, уровень владения английским языком и подготовки кадров выходит на новый, недоступный ранее уровень. Ваша ценность как специалиста возрастает в разы. Естественно, вместе с этим значительно увеличивается и доход. Собственно говоря, я считаю, что Китай сейчас дает России прекрасную возможность подготовить сотни наших пилотов до уровня высокого класса, при этом наше государство на это не тратит ни копейки.

— Как вообще открывается эта лазейка с Китаем? Кто были эти пионеры? Молодежь или опытных пилотов? С тем, что они были там, они сразу же столкнулись? Что такое отношение в Китае к российским пилотам?

— Пионерами были пилоты «Трансаэро», буквально выброшены на улицу. Это сейчас тиражируются сообщения о том, что у нас не хватает командиров воздушных судов, для которых люди стекались «за длинным рублем» и не хотят работать в России, чтобы «баснословные» зарплаты. На самом деле, когда рухнул второй по величине и, пожалуй, лучшая в стране авиакомпании, никто за судьбы людей и их семей не думал. Устроились единицы, а остальные вынуждены бродить офисов в надежде получить какую-то работу.

Естественно, «эффективные менеджеры» быстро вникли в ситуацию и снижает зарплаты пилотов до уровня москвы, на водителей такси, мотивируя это разразившимся кризисом. Истинные причины, как вы понимаете, были совсем другие. В то же время на рынке авиаперевозок в Китае колоссально мало, пилоты «Трансаэро», лучшие специалисты, привлеченные за рубежом.

Понятно, что с приходом огромного количества специалистов самого высокого уровня китайские авиакомпании стали обращать все больше внимания на российских пилотов, что в конечном итоге приведет к массовому оттоку. Следует сказать о том, что при всех особенностях восточной философии российские специалисты здесь в цене. Если наши сотрудники готовы выбросить «мусор» молодых, здоровых и пилотов, то китайцы себе этого позволить не могут.

— Какая профессиональная подготовка вам нужно быть пилотом, чтобы я заинтересован в иностранных авиакомпаниях? Как оценить китайцы профессиональной подготовки российских пилотов?

— Подготовка командира, претендующего на работу не только в Китае, но и в любой другой стране в мире, вы должны быть на высоте. Каждая иностранная авиакомпания платит деньги не за посредственный пилот, а настоящий профессионал.

Вы должны понять одну простую вещь, о которой мало говорят. Мы не только летаем, мы учим китайский стороны пилотов, передавать им навыки, знания, каждый день они развиваются и растут. Да, авиакомпания в Китае с нашей помощью заработать очень хорошие деньги, но они в том числе получают огромный опыт в работе с иностранцами. Основываясь на опыте моей работы в Китае, я с полной ответственностью могу заявить, что наши пилоты стыдиться, не стоит. Китайцы говорят о них с большим уважением.

— Какие там условия жизни? Сколько вы летите? Какова оплата? Сравните с графиком полета и оплаты в российских авиакомпаниях. Что у вас там есть плюсы и какие минусы?

— В начале было очень трудно, честно говоря. Это все-таки другая страна, другая культура. Потом постепенно привыкаешь. Китайцы нас очень любят, это способствуют длительные и тесные культурные связи между нашими народами.

Что касается условий труда — это отдельный большой разговор. Сравнить обеспечению полетов в Китае и России, я думаю, что нет смысла. По сравнению с нами, они в космосе!.. Честно говоря, в последнее время я все больше сомневаюсь, что мы сможем их догнать.

Разница видна во всем: в состояние на самолеты, в отношении сотрудников, в области безопасности, организации труда и отдыха летного состава… Если у нас такой лозунг, как «Нашим приоритетом является ваша безопасность», только заявляет, что у них он имеет статус закона.

Простой пример: если у вас есть время для отдыха на 10 минут (!) по крайней мере официально, после следующий рейс обязательно будет отменен. В противном случае компания может быть оштрафована на десятки, если не сотни тысяч долларов. В России все обстоит иначе. В большинстве случаев, вы хотите, чтобы проявить лояльность, чтобы взять ответственность на себя, идти на нарушение с целью обеспечения выполнения полета. Кто-то согласится, кто-то отказался, но это встречается повсеместно.

— В российских СМИ недавно обсуждали громкий скандал, когда большая группа российских пилотов обратились в ИКАО с обвинения Заявил, что под предлогом борьбы за безопасность полетов ведомство будет лишать пилотских свидетельств около 1000 пилотов. В основном каждый, кто обучался в негосударственных авиационных учебных центров. Ваше мнение по этому вопросу?

— Вы знаете, действия Сказал, что в настоящее время напоминают театр абсурда. Мы великая авиационная страна в мировой истории, с гордостью звучат имена Жуковского, Сербии, Нестеров, Чкалов… должны быть в первую очередь. А что происходит на самом деле?

В рамках бюрократических проблем, под лозунгом борьбы за безопасность полетов, практически разрушена и находится в состоянии комы малой авиации, разбивка авиации ДОСААФ, закрывать отличные авиационные учебные центры, готовящие первоклассных специалистов.

Энтузиастов, которые готовы вкладывать деньги, чтобы создать за свой счет летних школ и аэропортов, чисто и просто подавился. Обратите внимание на ситуацию с «Челавиа». Организация имеет лицензию Г, мощнейшую материальную базу, элитный профессорско-преподавательский состав, лучшие преподаватели и новейшие авиационную технику. При этом стоимость подготовки пилотов в 6 раз меньше, чем в государственных школах, а уровень этой подготовки на порядок выше. И что? Федерального агентства воздушного транспорта уже год пытается закрыть их, чтобы выбрать лицензию при условии, разрушить все то, что было построено не для бюджета, а на личные средства в пользу нашей с вами страны.

Почему они не хотят помочь, почему с маниакальным рвением уничтожает все, что создал из энтузиастов, патриотов авиации России, посвятившими свою жизнь служению Родине и воспитанию будущих поколений? Лично для меня этот вопрос остается открытым.

— Связано ли это, по вашему мнению, эта история с того, что федеральное агентство воздушного транспорта на днях разослала во все авиакомпании документ о том, что федеральное агентство нужны данные для пилотов, которые покинули страну и устроились работать в иностранные авиакомпании?

— Думаю, что да. В нашей стране ничего просто так не делает, так что, с учетом последних событий, ничего хорошего ждать не приходится.

Вот смотри… В течение последних двух месяцев федерального агентства воздушного транспорта, не отвечает на запросы иностранных государств, с целью подтверждения пилотских свидетельств. Соответственно, без такого подтверждения за рубежом, наши пилоты не могут устроиться. Получается, что мы платим налоги, обеспечиваем работой государственных учреждений, их существование, а они против нас меры, очень похожие на инструменты времен крепостного права. Мы не рабы, в конце концов.

Такую же телеграмму.

Почему сотрудники считают, что их семьи должны жить достойно, а наши — нет? Многие из детей депутатов и министров учатся и работают за рубежом. Почему они могут, а мы нет? Потому что мы не против, что они имели право на выбор, так что не лишайте себя возможности это право и нам.

— Какой вы видите выход из создавшейся ситуации?

— Я думаю, что настало время, чтобы остановить эту вакханалию, которая сегодня происходит в российской авиации. Мы готовы помогать стране, работать для его блага, но при этом мы хотим, чтобы оставаться свободные граждане, наделен правом выбора.

Среди наших граждан, огромное количество энтузиастов, людей, влюбленных в небо, которые хотят построить аэропортов, создание летних школ. Они не просят денег, они хотят, по крайней мере не мешает им. Почему наши авиачиновникам не встретиться с представителями частных летных школ, с энтузиастов, вопреки всем препонам создания планеров, обучение пилотов, с людьми, которые всем сердцем переживали о будущем российской авиации? Общаться с ними, без бюрократических формальностей, без обвинений, не считая друг друга врагами и конкурентами. Может быть, это окажется гораздо более продуктивным, чем «запретить» и «не пущать»?

Может быть, стоит остановиться и хорошо подумать, что за ширмой официальных заявлений и отчетов скрывается совсем другая, не так ли? Пусть не всегда и не всем приятную, но жизненно важной. Именно жизненно — и для нас, и для всех наших авиапассажиров.

Комментарий Сказал

Без ссылки на конкретный представитель отдела «МК», заявил следующее: что касается телеграммы, то она в результате публикаций в средствах МАССОВОЙ информации данных о количестве российских пилотов, уехавших работать в иностранные авиакомпании. Телеграмма была отправлена только с целью проверки этих номеров и получать достоверную информацию о количестве российских летчиков, работающих за рубежом. Больше ничего. И тем более, это никоим образом не связано с попыткой лишения их пилотских свидетельств.