фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
Тeмa сoздaния eдинoгo учeбникa пo гeoгрaфии пoднимaeтся в нaшeй стране уже давно. Но теперь он стал особенно острым. Глава государства считает, что нужно опираться на опыт СССР, когда в каждой школе были использованы одни и те же учебники.
Преимуществ такого подхода несколько. Во-первых, у молодого поколения формируется единое восприятие дисциплины с учетом постоянно происходящих в мире изменений. Говорят, в прошлом веке считалось, что на Земле 4 океана — Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, а в 2000 году. государствами-членами Международной гидрографической организации приняли решение выделить еще один — в Южном океане. Во-вторых, переходя из одного учебного заведения в другое, ребенок будет сталкиваться с проблемой, когда его одноклассники уже прошли какую-то тему, а он — нет. В-третьих, как специально подчеркнул Владимир Путин, урок, учитель дает возможность проявлять творчество в ходе образовательного процесса.
— Различия в школьных учебниках так много, что одни и те же факты излагаются весьма по-разному, некоторые из них искажены, а некоторые просто не озвучиваются, — сетуют педагоги. — В основном, это касается учебников по географии. Зачастую они просто-напросто не показывают тех глобальных изменений, которые произошли с Россией за последние годы в политической, экономической и социальной жизни. Например, в некоторых учебниках ничего не говорить на эти темы России, как Крым и города федерального значения Севастополя, изменения во всех секторах экономики, особенно в агропромышленном, военно-промышленных комплексов, энергетики, транспортной системы, строительство…
фото: Елена Минашкина
Директора московских школ поддерживают идею создания единого учебника по географии.
— Если создать такой урок, чтобы исчезнуть, проблема адаптации к новой образовательной программы у детей, которые, например, переехать с семьей в другой город, — говорит директор столичной школы №827 Наталья Огородникова. — Это будет удобнее и родителям, и учителям, и самое главное — детей.
По словам директора, сейчас есть много нестандартных уроков, которые часто создаются с целью получения прибыли. Они не должны лишать ребенка права на хорошее образование.
Не каждый родитель (и даже учитель, а ученик) знает, что болгария является хорошим десятка учебников по географии, и истории, и даже больше — несколько десятков. Они отличаются по содержанию и структуре, последовательности представления эти уроки и многие другие. И формирования единой образовательной среды становится довольно трудно.
— Вы должны держать один в основном пространстве. Все нужно преподавать последовательно, — рассказывает директор московской школы №953 Оксана Волощенко.
По словам директора школы №1557 Аллы Инглези, география — один из самых энциклопедических статей. Потому что на уроках географии формируются представления о мире, его социально-экономического развития, образования и использования природных ресурсов.
Алла Инглези сказал, что учебник является не только источником знаний, но и инструмент для самостоятельной работы. Обязательное приложение к учебнику, должны стать в его электронной версии, содержание которых регулярно корректируется: «Один из вариантов электронной версии, могут и должны стать сценарии, уроки, разработанные учителями в рамках проекта «Московская-школа».
Создание учебника — это очень тяжелый и ответственный труд, нужно не только серьезный методический подход, но и значительную долю творчества. «Я считаю, что участие в создании учебников должны принимать группы из специалистов различных профилей: ученых, касающиеся изучения отдельных тем, сфер и видов деятельности; психологи, учитывающие возрастные особенности детей; методисты, правильно выстраивающие учебного материала для лучшего понимания и усвоения их ребенка; филологи, адаптирующие язык под ребенка; художников, участвующих в выборе иллюстрации для визуального восприятия информации», — считает директор школы №498 Тамара Гордзейко.
Сообщество уверенно: разработка базового учебника по географии — чрезвычайно важный шаг для российской системы образования. Обучение студентов, единый стандарт позволит совершенствовать учебный процесс, как в рамках одной школы, так и в стране в целом.