Фoтo: сoциaльныe сeти
Сooбщeствa зaцeпeрoв в сoциaльнoй сeти, пишeт, чтo ни в кoeм кoнтeнт никoму нe нaвязывaя свoe «xoбби». Тeм нe мeнee, в рeзультaтe бoрьбы с лицaми, прoпaгaндирующими суицидaльнoe пoвeдeниe, нa тaкиe группы прирaвняли и зaцeпeрoв.
Сaми экстрeмaлы нa свoe xoбби, чтoбы oxaрaктeризoвaть пo-рaзнoму. Для некоторых это просто способ получить дозу адреналина, для других — почти спорт, третьи выделяют зацепинг в отдельную субкультуру. В сообществах в социальных сетях обсуждают предстоящие поездки, конструктивные особенности вагонов, рассказывают о безопасности и распространения видео-уроки. Чем больше сообщество, настоятельно рекомендуем вам соблюдать технику безопасности. Иногда в подобных группах забредают и ярые противники подобного «хобби». Особенно эмоциональные членов сообщества выпады сердитые граждане говорят, что что-то в духе: «Вы, офисный планктон, нам просто завидно. Что вы можете рассказать о своих путешествиях в рамках общественного транспорта?»
Решить эту проблему можно, только окунувшись в этот мир. В том, что заставляет этих людей?
«На подножке никто не толкается, и воздух свежий»
…При входе в квартиру зацепера Романа Громова в Щелкове висит схема движения пригородных поездов. В комнате расширенную страховку для альпинизма, много ключей и карабинов. Это оборудование для экстремального передвижения.
— Я начал так, чтобы ездить на поезде, потому что на обучение, чтобы достичь было трудно, — говорит собеседник. — Вечно переполненных вагонов, дышать невозможно. И тогда встал на ноги — и нормально. Воздух очень чистый, не толкается никто. Вы понимаете, что так можно ездить безопасно. И мы стремимся к этому. Мы так катаемся, просто потому, что так удобно. Мы в своих видео мы показываем, как это сделать правильно. Но стоит выложить что-то более экстремальное, как ученики, сразу же пытаются они превзойти, чтобы пренебрегать техникой безопасности. Попробуйте сделать так, что эффектнее на ютубе ухаживать. А в целом, если мы видим, что студенты с какими-то начинают, грубо говоря, плохо себя ведут, а мы сами позвоните в полицию от них. Они и себя подвергают опасности, и железнодорожников заменить.
Комментарий пресс-службы Московской железной дороги:
«Зацепинг, который является незаконным и смертоносное удовольствие, — это серьезная проблема не только для личности, но и для пассажиров железнодорожного транспорта. Конечно, самое страшное, что может случиться с незаконным экстремалом, — в случае аварии. В то же время следует отметить, что каждый день на полигоне Московской железной дороги курсируют около 4 тыс. поезда пригородной, междугородной и грузов. Несчастные случаи с зацеперами приводят к задержкам поездов, в результате чего опоздали десятки тысяч пассажиров».
Комментарий департамента информации и связей с общественностью Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу:
«Основная проблема, которая создает зацеперы, касается не только транспортной полиции. Основная проблема касается самого зацепера и его окрестностях — это сохранение жизни и здоровья самих молодых людей, которые, стремясь показать свой «герой», осуществляют поездки на крышах и других неприспособленных местах электропоезда. Следующая проблема — организация комплекса профилактических мероприятий для формирования осознания позитивных целей в жизни подростка, что позволит на небольшой «порвать» с адреналиновой зависимостью от зацепинга. А это уже проблема не только транспортная полиция, но и всего общества в целом. Наиболее часто при открытии подросток (не достигшего 16-летнего возраста) за занятие зацепингом отсутствуют основания для привлечения законных представителей несовершеннолетних. Отсутствие ребенка осознание того, что он может подвергнуться наказанию, часто приводит к повторяющиеся нарушения».
«Во-первых, будут искать пути для бесплатного проезда на поездах»
— Роман, как сотрудники полиции и железнодорожники к вам относятся? — продолжаем разговор.
— Во-первых, конечно, преследовали. Когда нас снимали на станции, любил читать нам морали, вроде: «Тебе что, жить надоело?». А теперь, это точно, к нам привыкли. Иногда даже сотрудники вокзала и полиции, видя нас, хочет контролировать всех учеников.
Комментарий пресс-службы Московской железной дороги:
«При несчастном случае с зацепером, который получил электротравму, железнодорожники вызвали на место правоохранительных органов, медицинских служб и спасатели. Участок, где находится поезд, обесточивается, для спасателей, чтобы снять пострадавшего с крыши, а электропоезд стоит до завершения следственных мероприятий, проводимых на месте. Железнодорожники делают все возможное, чтобы в этот период времени, чтобы организовать пропуск поездов на этом участке по временной схеме, с использованием соседнего пути. Это приводит к отклонениям от графика, но не позволяет, чтобы остановить движение».
Комментарий департамента информации и связей с общественностью Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу:
«В соответствии с законодательством РОССИЙСКОЙ федерации выявленный зацепер доставляется сотрудником транспортной полиции в обязанность часть линподразделения, была установлена его личность. Если выявлен взрослых зацепер, на него был составлен протокол об административном правонарушении, по ч. 1 ст. 11.17 коап рф и выписывается штраф в размере 100 левов. Если зацепер достиг 16 лет, сотрудник полиции, изучения его протокола об административном правонарушении и передан законным представителям под расписку. Если зацепер не достиг 16 лет, сотрудник полиции, изучения его протокола об административном правонарушении на одного из своих законных представителей. Все материалы на выявленных несовершеннолетних зацеперов обязательно направляются в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия решения. Информируются территориальный отдел полиции и учреждения, в котором обучается ребенок».
…Роман присоединился к своим другом Сергеем. Ребята, рассказывать о своих приключениях, говорят очень быстро. Ощущение, что пытаются за короткий промежуток времени передать много информации.
— Я помню, что мы как-то сидели на Курском вокзале, социализированы. И тут звонит друг из Питера: мол, а слабо вот сейчас пришли? — говорит Сергей. — Ну, мы смотрим, когда отходит ближайший поезд, и цепляем уже отходящий состав. Минут через 40 после вылета заканчивается проверка билетов, то, может, сел в машину и путешествовать комфортно. Но только надо предварительно посмотреть на сайте, какие места свободны.
— Еще так, — говорит Роман. — Между нами так подключили разделить » Питер поезд. Ждать, пока пройдет проверка билетов. Я вошел в СВ. Спокойно так разложился, даже тапочки попросил у проводницы. Если вы не развесил свои носки сушить, вероятно, спокойно, получите, что далеко.
Роман и Сергей говорят, что первый большой митинг они собрались в 2010 году. Тогда еще апологетами движения было не очень много. «Мы просто хотели, чтобы оценить их возможности, — говорит Сергей. — Как вы должны придерживаться, чтобы руки не уставали? Какое максимальное количество людей могут делать в хвосте состава? Наш рекорд — 25 человек, прошли в зацепе. Это даже записано. Мы делали видео подробные, почему бы не токоприемник понять, почему на тормозные реостаты не может встать. В конце концов, На заседании сформированы около 1000 человек. Каждый пришел в этот вид перемещения на своем пути. Мы просто проводили время вместе, кататься, поезда, обсуждение новых технологий зацепинга. И целью этого является поиск способов использования железнодорожного транспорта. И тогда ситуация вышла из-под контроля. Появились ученики, потом в зацепинге стали акцентировать внимание средств МАССОВОЙ информации… Всех зацеперов я хотел бы видеть самоубийцами — так и случилось. Было огромное количество тех, которые привлекают самый дешевый, доступный экстрим. И теперь, после всех этих смертей, негативное общественное мнение для зацепинга не лишено оснований».
Любителей риска, страдают нарциссизмом и жить иллюзиями
— Любое социальное явление происходит, когда в нем появляется запрос, — говорит преподаватель кафедры психологии РЭУ имени Плеханова, кандидат психологических наук Ольга Комиссарова. — Зацеперство также не возникает случайно. У молодых людей появляется необходимость реализовать свою энергию, проверки на прочность, чтобы создать какое-то «братство». Не все молодые люди, достаточно было просто читать фэнтези и представления оживающих героев. Большая часть хочет, чтобы ее силу, направить в дело, найдя для себя подходящую среду. К сожалению, для подростков мало возможностей для использования и расположены они «драконы» в виде поездов, с помощью которых можно доказать, что ты «круче запреты» физически и морально «сильнее» «лохов», ездящих обычным способом в автомобилях.
Привлечь к себе внимание якобы легко слава, зацеперство стал расти небольшой группе, где, может быть, это хорошо инструктированный и сильным лидером группы, который уже не мог контролировать. Но ты не становишься лучше для всех, если вы делаете зацепингом. Это самообман.
— Большинство любителей риска ищут, чтобы оказаться лицом к лицу с неизвестными или неуправляемыми ситуациями, в которых человек испытывает необычные ощущения, — прокомментировал педагог-психолог, руководитель детского центра развития CleverClub Алла Манерова. — Еще один фактор в этой опасной игре, чтобы получить ответ на нарциссизм, получать внимание от друзей, родителей, простых зрителей, даже от правоохранительных органов. Для многих зацеперов родители уже не являются авторитетами, а также механизм подражания, привита им с рождения («будь, как все», «не выделяйся», «посмотри, какая Анечка хорошо, а ты?»), застрял. Вот они и воспроизводят то, что им кажется крутым. Для них риск-это еще и возможность избавиться от тревожных мыслей, даже на короткое время.
Парадоксально, что в зацеперы часто идут подростки со слабой нервной системой. В их сознании происходит замена с «опасным» для «неопасное». Такие люди склонны жить в иллюзиях, миражах.
Экстремальные развлечения — это и немой призыв близкого, любимого человека в диалог о своих страхах, продолжает психолог. Но, к сожалению, повышенной озабоченности по поводу повседневной жизни часто не позволяет родителям принять участие в обсуждении. Так что подростки были вынуждены лавировать в потоке информации и эмоциональных волн.
— Ты согласен с тем, что России приравнял зацепинг скрытый суицидальному поведению? — спрашивает Сергей. Он думает.
— Наверное, нет. Есть риск, и есть самоубийство. Это же все равно что скалолазы, бейсджамперов — в конце концов, тех, кто занимается экстремальными видами спорта, — приравнять к самоубийцам. Но, с другой стороны, чем меньше людей знают о зацепинге, так, может, и лучше.
СПРАВКА «МК»
По данным министерства ВНУТРЕННИХ дел, в Центральном федеральном округе на 2015 год, получили травмы около 50 зацеперов. Около 400 были привлечены к административной ответственности. В 2016 году. пострадали 37 человек и 9 из них погибли. В 2010 году был значительно более скромным — всего было зарегистрировано 3 несчастный случай. В 2012 году зарегистрировано уже 18 случаев травматизма (из них 6 — с летальным исходом).
В 2016 году. В центральном федеральном округе были выявлены 342 зацепера, из них только 27% (90 подростков) достигли 16-летнего возраста и были привлечены к административной ответственности. Из общего числа выявленных несовершеннолетних зацеперов 106 подростков являются жителями Москвы, из них только 19 подростки, которые достигли 16-летнего возраста и были привлечены к административной ответственности, также были привлечены к административной ответственности 15 законных представителей несовершеннолетних (в связи с повторностью преступлений). Остальные 72 несовершеннолетних зацепера остались без наказания.
Кстати, есть и движение антизацеперов. Эти люди помогают сотрудникам » и транспортной полиции патрулируют станции и стрелять зацеперов с поезда. Кроме того, они заваривают все нерешенные рынки для железных дорог.
Между ТЕМ
Перемещение зацепингом наказывается штрафом в размере от 100 до 500 рублей. Самое строгое наказание для поездки за пределами вагонов, предусмотренных в метро Санкт-Петербурга — от 500 до 3000 рублей.
Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно проекту штрафы за поездки за пределы салонов поездов, электрички и другой общественный транспорт, будет увеличен до 3000-4000 евро для жителей Москвы и Московской области.
В Новой Зеландии сумма штрафа является гораздо более впечатляющие — от 10 000 новозеландских долларов, в Германии еще больше — 50 000 евро. В последнем случае зацепинг непосредственно не запрещено, но рассматривается как опасное вмешательство в работу железнодорожного транспорта, и размер штрафа прямо пропорциональны опасности этой операции. В Канаде за зацепинг, кроме штрафа предусмотрен арест на срок до 1 года. Это также был наложен штраф в размере от 130 до 10 тысяч канадских долларов.
В Индии пассажиры поезда были зацеперами поневоле — из-за нехватки мест в автомобилях. Статистика гибели людей на железных дорогах страны ужасными. Министр железных дорог называется цифра — 15 тысяч человек в год. В пригородах и в самом сердце Мумбаи, каждый день умирают около 12 человек, большинство из которых пассажиры, сорвавшиеся с переполненных поездов.