фoтo: Миxaил Кoвaлeв
Нa дaнный мoмeнт Фeдeрaльный институт пeдaгoгичeскиx измeрeний пoдгoтoвил новую модель ЕГЭ по литературе, которая сейчас проходит апробацию и общественное обсуждение. Школьников из 60 школ уже написали экзамен в новом формате. Но изменение влияет только на выпускников следующего года, в этом году выпускники будут сдавать ЕГЭ по предмету, в том же формате.
Новая модель заработной ПЛАТЫ по литературе включает в себя полную отмену короткие ответы на вопросы по тексту. По словам разработчиков, это позволит сделать экзамен творческий. Большая часть задач будут направлены на проверки на возможность выпускникам понять произведение и проводить его анализ.
— В новой модели КОРРУПЦИИ, по литературе мы постарались создать максимальную связь между экзамен и преподавания предмета, — объясняет председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ заработной ПЛАТЫ по литературе Сергей Зинин. — Тест не станет значительно труднее, она станет лучше. Вопросы с краткие ответы больше не останется, они выработали свой ресурс, стали так называемые подушки для троечников. Теперь школьникам будет предложен отрывок из произведения в прозе и стихотворение. Для каждого из предложенных тестов вы должны дать два развернутых ответа в формате мини-сочинения (приблизительно 50 слов).
В отличие от существующих моделей КОРРУПЦИИ в следующем году вопросы для мини-сочинений представят в двух альтернативных вариантах, из которых студенты могут выбрать. Суть правильного ответа будет сводиться к одному и тому же вариант, разница только в том, что один из вопросов будет перейти от общего к частному, а в другой — прямо противоположное. По словам разработчиков, такой подход даст возможность для ученика проявить себя в роли творческого читателя.
— Изменение влияет на основные, большие сочинения, — говорит Сергей Зинин. — Теперь ученик должен выбрать одну из трех тем, где были представлены произведения первой половины XIX века, второй половины XIX века или XX века. В новой модели будет четыре темы, которые будут делиться не только с точки зрения эпохи, но и с точки зрения жанра написания сочинений. Так первая тема будет представлять собой литературоведческий анализ художественного произведения, второй — вид на библиотеку журнала, например, рассказ о своих впечатлениях о герое. Третья тема будет оставаться традиционной, а в четвертой будет необходимо отразить в работе свой взгляд на литературу в целом на примере одного или нескольких произведений.
ПРИМЕРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ТЕМЫ ПИСАНИЯ:
• Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А. В. Грибоедова «Горе ума».)
• Кто из героев романа Л. Н.Толстого «Война и мир» вам наиболее интересным и почему? (С опорой на эпизоды романа.)
• Любовь как вечные темы в лирике А. А. Ахматова.
• Страницы истории русской литературы. (На примере одного произведения.)
• Егэ по литературе требует от выпускников способности легко переключаться с одной темы на другую, — говорит Екатерина Баркина, учитель русского языка и литературы в школе №1269. — Кроме того, вопросы для мини-сочинений часто ставят так, что вы должны хорошо понять все произведение, чтобы дать правильный ответ, а не просто читать представлен отрывок. Кроме того, сложность еще и в том, что литература в школе выделяется всего 2-3 часа в неделю. Это ничтожно мало, чтобы научить детей, чтобы провести сложный анализ, чтобы понять произведения и писать сочинения.