фoтo: youtube.com
В тo врeмя кaк спeциaлисты oбнaруживaют, пoдлeжит ли испoрчeннaя истoричeскую цeннoсть рeстaврaции, дирeктoр музeя зaкрыть зaл, гдe выстaвлялaсь рaзбил стaтуи, и сoбрaл сoвeщaниe сoтрудникoв музeя, гдe oни кoллeктивнo пoсeтoвaли нa «бeсплaтникoв», oсaждaющиx музeй кaждoe пeрвoe вoскрeсeньe мeсяцa, и нexвaткa смoтритeлeй (пo дaнным Минкультa Пoртугaлия, лиссaбoн, Нaциoнaльный музeй стaриннoгo искусствa втoрoй пo пoсeщaeмoсти в стрaнe, нo в тo жe врeмя 82 выстaвoчныe зaлы oбслуживaют в oбщeй слoжнoсти 64 смoтритeля). Тeм нe мeнee, сoвeтник пoртугaльскoгo Минкультa Тереза Биззаро настроен оптимистично, надеясь, что празднование будет архангелу крылья и мантии, а затем музейщики «переселят» статуя в более оживленное место. А что ждет незадачливого бразильский любитель антиквариата?
— Если посетитель повредил произведение искусства случайно», — объясняет культуролог Мария Жиляева, объект будет отремонтирован за счет страховой компании, так как все музейные экспозиции были застрахованы. Если это является целенаправленной порчи, уничтожения или т.гранат вандализма, то это считается преступлением, за которое предусмотрено наказание от штрафа до лишения свободы. Размер штрафа или срока определяется судом. Если злого умысла со стороны неловкого посетителя не появится, его просто пожурят.
— В последнее время, увы, много подобных случаев, когда антиквариат страдают именно из-за селфи, — подтверждает адвокат Виктория Вайс. — В каждой стране на этот счет свои законы и каждый случай рассматривается индивидуально. Например, в мае этого года в том же Лиссабоне, железнодорожного вокзала Россио, позируют для селфи, мужчина вошел на пьедестал и опрокидывание статуя португальского короля XVI века Себастьян I. Она упала и разбилась вдребезги, а это 126 лет. Его встретила полиция: чтобы доказать отсутствие умысла, он взял расследование. И этим летом 12-летний посетитель тайваньского музея случайно упал на картину за $ 1,5 млн и сделал в нем отверстие. Тогда куратор выставки сразу заявили, что семья мальчика никакой ответственности не несут, а реставрация будет платить страховая компания. А здесь, в Лондоне 26-летний поляк Влодзимеж Уманец, испортивший одну из картин знаменитого художника Ротко, в суде признал себя преступные действия, повлекшие непоправимый ущерб полотно, стоимость которого превышает 5 тысяч фунтов, и был осужден на два года лишения свободы. В 2007 году в Музее современного искусства в Авиньоне художница Ринди Сэм из Камбоджи поцеловал картина «Федра» американского художника-абстракциониста Сая Твомбли, оцененную в $2,83 млн. и оставил на нем следы суперстойкой красная помада. Перед судом он сказал, что поцеловал картина «большая любовь», но суд его порывов не понял и штрафов влюбленную картину камбоджийку €1501.В российском уголовном кодексе до 1996 года. состав преступления, за порчу предметов искусства не предусматривался, но в новом уголовном кодексе есть несколько статей, связанных с уничтожением или ущерб, материальных и культурных ценностей и недвижимости. Помимо «вандализма» это «хулиганство», «надругательство над могилой», «умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры», «умышленное уничтожение или повреждение имущества». Юридическое определение вандализма принято и в криминологических исследований, в зависимости от его мотивов, он подразделяется на 1) способ приобретения; 2)тактический вандализм; 3) идеологический вандализм; 4) вандализм как мщение; 5) вандализм как игра; 6) особенно злобный вандализм — и наказывается соответственно по-разному.
А в США есть специальный отряд полицейских, охраняющих предметы искусства. Вот что рассказывает его представитель охраны в нью-йоркском The Metropolitan Museum of Art Роберт Шнатман:
— Европейские музеи известны пренебрежением к охране произведений искусства. Камера будет все. Но даже если и есть охрана, это немного, конечно, не достаточно для каждого «галерея». Как правило, все произведения искусства в музеях застрахованы, но сам ущерб умершего произведения искусства невосполним. В музее должны быть оградки, с тревогой и, конечно, охрана, которые не позволяют подойти ближе, чем на метр к произведению искусства. В Лиссабоне произошло случайно, но она также является и небрежности музея. Вандалов, как правило, судят. Я не помню случая, чтобы у нас в музее был совершен акт вандализма, или случайно бы испортить произведение искусства. Но наш The Metropolitan Museum of Art имеет около 700 специально обученных сотрудников, которые обязательно с темой образования в колледже (от 4 лет), так как вы должны понимать в искусстве и понимать значение экспозиции. Так что среди американских музейных работников часто встречаются профессоров и докторов наук в области искусствоведения. А вот музейная полиция несет немного другие функции, он несет ответственность в основном для безопасности.