Как «делу реставраторов» аукнулось Музея имени Андрея Рублева

фoтo: Aлeксeй Мeринoв

«Миндлину М. Б. прeдусмoтрeнo нaкaзaниe в видe лишeния свoбoды нa срoк oдин гoд и штрaфoм в рaзмeрe 100 000 eврo. В сooтвeтствии сo ст. 73 УПК РФ нaкaзaниe считaть услoвным с испытaтeльным срoкoм 1 гoд, 8 месяцев», — цитата из официального сообщения Дорогомиловского районного суда Москвы.

Приговор участникам «дела реставраторов» (наряду с другими по нему проходил бывший заместитель министра культуры Григорий Пирумов) для кражи выделено на восстановление культурных памятников средств был озвучен 9 октября. Все фигуранты были признаны виновными по ст. 159, ч. 4 уголовного кодекса РОССИЙСКОЙ федерации «Мошенничество».

Как правило, само это дело в значительной степени шокировала общественность. Никогда прежде не был в числе обвиняемых, не было столько высокопоставленных сотрудников Министерства культуры. Некоторые (например, Пирумов и бывший директор » управления делами Минкультуры Борис Мазо) сразу оказались в ТЮРЬМЕ и освободить только после приговора с формулировкой «в связи с отбытием срока». Другие (как Миндлин) просто остановился, но арестовывать не стали, и до приговора были оставлены на волю, а на их рабочие места.

фото: Ева Меркачева
Один из залов церкви Архангела Михаила. Теперь там строительный мусор, где могут значки — не известно.

Почему ты так счастлив Миндлину? Здесь нужно понять, в чем именно его обвиняют.

— Эти события относятся к периоду, когда Миндлин, директор Государственного центра современного искусства, — рассказывает источник в расследовании. — Он вменяли хищения при реставрации памятника федерального значения — башня «Кронпринц» в Калининграде. Это легендарный фортификационное здание возводилось по проекту берлин генерал и инженер Эрнста Людвига фон Астера). Башня была передана в управление Национальный центр современного искусства еще в 2003 году. И если в XIX веке там были казармы, военной полиции, она сейчас там… рестораны и гей-клуб. Архитектурный проект реставрации башни (на чердаках, на площади от 500 кв. м должны быть в выставочный зал для современного искусства) разрабатывает авторский коллектив, частью которой является сам Михаил Миндлин. Деньги были выделены значительные. Но реставрация была, мягко говоря, ни шатко, ни валко. Когда в ГЦСИ провели обыск, во-первых изъяты документы для восстановления «Кронпринца».

В суде «дело реставраторов» рассматривалось в упрощенном порядке (проходить только в 3 судебных заседаниях), потому что все обвиняемые признали свою вину. Раскаяние на суде Пирумова и Мазо мы писали, они были искренни и сильны, но вот Миндлин надуманный «осудиться» тихо. Тем не менее, сам факт, что вину-то он признал (в противном случае его дело быть выделено в отдельное производство), о многих вещах говорит. По логике вещей, после того, как этот человек должен был подать заявление об увольнении. В конце концов речь идет о преступлении, а не о детской шалости, здесь не отделаешься наивно: «Я больше не буду». Но Миндлин не принес. В моей «скрипки» запрос, адресованный ему лично, отвечать не стал (видимо, посчитал, что это провокация).

фото: Ева Меркачева
Эта и другие уникальные люстры удалены и заменены лампы.

Министерство культуры РОССИЙСКОЙ федерации также не увольняло Миндлина. Ни когда по рельсам, ни когда вынесли приговор. Да, он действительно особенно ценный кадр? Незаменимый руководитель?

— Когда Миндлина произошли, на мой взгляд, катастрофические события для музея, — говорит вице-президент Фонда по сохранению культурного наследия их. Рублева Виолетта Волкова. — Возьмем, например, церковь Архангела Михаила, которая была построена в 1691 году. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной. Это уникальный трехэтажный храм. Нижний ярус первоначально был доставлен усыпальнице рода Лопухиных, а во всех остальных проводят богослужения. Много лет назад там были размещены постоянной и основной экспозиции музея (иногда там состоялась научная конференция). Коллекция икон, собирать по кусочкам, и то, что она была представлена именно в этой церкви, является частью концепции музея. Во время Миндлина эспозицию на самом деле свернули (выставки остались только на 1-ом этаже и только до 21 ноября, что потом не известно), демонтированы все иконостасы. В результате непродуманной реставрации, все паникадила — люстры невероятной красоты, сделанные в единственном экземпляре, — заменить точечное освещение и лампы дневного света. Где паникадила, мы не знаем, и не можем проследить судьбу убранных икон. Миндлин заявил, что делает современное экспозиционное удобное место для посетителей. Это было бы замечательно, чтобы в случае, если это не был древний храм, в котором всегда соблюдать правила сосуществования алтарной частью выставки. Кстати, Миндлина были планы сделать в соборе туалеты, гардероб, кафе, а в алтарной части защиты от лифт. Техническое задание все еще существует, никто не отменял, но работы были остановлены (это произошло после публикации в «МК». — Прим. автора).

С самого начала, когда Миндлина назначен руководить музеем, все сообщество пребывало в недоумении. Он является крупным специалистом в области современного искусства, но не православные. Музей Рублева такого особенного, что находится на территории монастыря, главные его экспонаты — иконы.

— Миндлин показывает конкретное отношение к православной культуре, с которой тесно переплетаются Музей Рублева, — сказал директор международной премии в области современного церковного искусства «Живоносный источник», утвержденный Российской академии художеств, Игорь Грибак. — В свое время он поддерживал «Пусси Райт», среди победителей-новаторы премии «Инновация», созданного Миндлиным, — скандальной арт-группы «Война». После того, как он заступил на пост, появится уголовное дело в отношении Пирумова и группой лиц. Внутри Минкульта известно, что Миндлин сразу допрашивался в качестве свидетеля. После предъявления обвинения, чтобы оставить его на высокий пост является неэтичным, так и с юридической точки зрения как-то странно. Ну и только после вынесения приговора…

фото: Ева Меркачева
Сэкономите ли древний собор из кафе и туалеты?

Юристы поясняют: мы говорим о судимости вроде как официально рано, так как приговор еще не вступил в законную силу.

— Прокуратура опротестовала приговор, требуя ужесточить наказание одному из фигурантов, Пирумову, — говорит Волкова. — Апелляционный суд будет рассматривать дело о 5 декабря. До этого момента приговор считается вступившим в силу не только по Пирумову, но и по всем другим фигурантам. Т.это. формально до определенной даты судимости при Миндлина не — и Минкульт не нужно, чтобы автоматически отклонить его. Сам Миндлин признал свою вину и с приговором согласен. Не забывайте, что и сам старший офицер — коллекционер. И собирать именно эти объекты в ведение специализированного музея.

— Существует Кодекс профессиональной этики Международного совета по вопросам ИКОМ для музеев, — говорит директор Регистра культурных ценностей Владимир Рощин. — Там говорится, что не может предотвратить конфликт интересов. В некоторых странах есть тотальный запрет, чтобы найти работу коллекторы в учреждениях. В конце концов, то, что находится внутри музея, являются предметом личного интереса коллекционера. Есть риск, что он может воспользоваться своим служебным положением.

Смешно, но значки Миндлин даже и выставлены на выставке «Кто что собирает», который состоится в… Музей Рублева. Среди принадлежащих лично его экспонатов были такие (включены в каталог): «Святитель Митрополит Московский» (вторая половина XVI века), «Богоматерь Казанская» (начало XX века), «наперсный Крест» (XVII–XVIII века. Великий Устюг).

По случаю юбилея Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Андрея Рублева уже на этой неделе начнется торжественное мероприятие, планируется присутствие почетных гостей (в распоряжении «МК» полная программа). Так, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея руси Кирилла состоится совместное богослужение в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, представители Русской и Грузинской православных церквей. Впервые в истории не только Музея А. Рублева, но и в целом деятельности музеев Российской Федерации от гостей будет принимать директор, осужденный за совершенное умышленное преступление. И Министерство культуры не видит в этом ничего странного. А как Указ Президента РОССИЙСКОЙ федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»?