фoтo: pixabay.com
В сoстoянии стрeссa нaxoдятся и мeнeджeры — oдин дирeктoр нa всякий случaй пoлнoстью блoкируют дoступ в Интeрнeт в шкoлe, стaвят глушилки и ввeсти зaпрeт прoнoсa смaртфoнoв в шкoлу, другиe стaвят дoпoлнитeльныe рoзeтки для зaрядки устрoйств в клaссax и зaвeрнитe шкoлы линии WiFi. Прoтивoрeчивыe сигнaлы пoступaют и с сaмoгo вeрxa. Гoспрoгрaммы цифрoвизaции сoчeтaются с рeфрeнoм «Кaк мoжнo гoвoрить o ТOМ, eсли дeти нe знaют, ктo такой Дубровский?», и тогда, возникающих в интервью для руководителей образования. Кто прав?
О том, быть или не быть цифровых технологий в школе, сегодня много писать и говорить. С одной стороны, никто не спорит, что современный мир требует от выпускников школы новые навыки, если не сказать — новый способ мышления. Да, сегодняшние подростки и так почти с рождения на «ты» с мобильными устройствами, но то, что школа еще не участвует в правильном развитии этих навыков, вряд ли можно отнести к ее достоинствам. С другой стороны, преобладает мнение, что есть школа и без этого полна проблем. Дети пишут не зная и плохо, считают, что здесь полно проблем и без цифрового мира, который, говорят они, они сами как-нибудь разберутся за забором школы. Конечно, этот спор можно отнести к категории вечный конфликт физиков и лириков и не принимать всерьез, если под этот маятник не сидели, пригнув голову, русские студенты.
Да, оцифровки — это еще одна инновация, а от них, как многие думают, что российская система образования сильно устал. Но нужно учитывать один нюанс. Мы все привыкли к инновациям, сверху — так, что навязываются государством. Но есть и инновации снизу. В случае с IT-технологий в школе, их внедрение происходит с обеих сторон. Говоря о инновации «сверху», мы можем вспомнить, как трудно внедрялись компьютеры в школе в 1980-е годы. Учителей было много вопросов, почему это необходимо, что влияние компьютеров обеспечит студентов и так далее. Но это прижилось, и сегодня невозможно представить себе школу без компьютеров, без использования технологий, в том числе и в управлении образовательным процессом.
Однако в случае с цифровизацией быстрее и более активные движение «снизу». Сегодня впервые пришли к тому, что студенты, вне зависимости от оснащенности школы, ее местоположение, размер и т.н., они сами являются обладателями технологий, а, следовательно, становятся агентами перемен в области образования.
С появлением новых технологий, не важно, где они находятся — в одностороннем порядке или прячутся под ним — заменяет исторически сложившийся педагогический подход «вопрос-ответ». Прямой вопрос, прямой ответ, становятся неэффективными, потому что все это легко гуглится, это можно тренировать на запоминание, что сегодня уже не работает, но совсем не вызывает ученик «думает», поиск информации в различных источников, сравнить ее, чтобы дать несколько вариантов решения — навыки XXI века. Смартфоны с доступом в Интернет и позволяют получить доступ к качественной мультимедиа — видео -, аудиоинформации. Например, в дополнение к изучению атласа работа с контурными картами учащиеся могут увидеть землю в 3D, чтобы увеличить или уменьшить объект, после получения эффекта микроскопом. Работа по проекту стала возможной не только в рамках урока, но выходит и за ее пределами благодаря использованию сетевых технологий. С помощью фотографий и видео, сделанных с помощью смартфонов, школьные газеты «оживают», чтобы превратиться в современный интерактивный ресурс, не важно, размещены в интерактивном панели в зале, проецируются на стене в классе или выложены на сайт школы.
Умная электроника, например, электронные браслеты или шагомеры, — еще один вид цифровых технологий, которые помогают сделать учебный процесс более безопасным и интерактивным. Объединив устройства в доступной для непрерывного сети возможна организация мониторинга физического состояния студентов (электрокардиограмма, кровяное давление и т.н.), что позволяет исключить или смягчить стресс или опасных ситуаций. Та же электроника может быть использована для решения прикладных задач в реальном мире. «Полтора землекопа» уходят в прошлое, современные студенты могут вычислить расстояние от школы до дома в шагах, метрах, израсходованных калорий, использовать информацию о трафике и времени, когда это работает не только математика, но и логика, критическое и дизайн-мышление.
Запретить не может решить, где поставить запятую — каждый решает для себя. Исследования показывают, что, несмотря на школьные запреты, ученики все еще используют свои мобильные устройства. Ситуация неопределенности, когда учитель говорит, чтобы отложить телефоны, или собирать гаджеты в начале урока, а другой предлагает использовать во время учебных занятий и посмотреть вместе, например, фрагмент для обучения видео на youtube, вызывает стресс для студентов: они не понимают границ использования гаджета.
Наличие магических дверей в глобальное хранилище информации — смартфон с доступом в Интернет не означает, что дети знают, как правильно с ней работать. Задача школы сегодня-научить, какие возможности дают технологии, и повлиять на то, как студенты используют их. Находясь в Интернете, мы создаем вокруг себя информационное поле, которое зависит от того, на какой странице мы пойти и что подать в социальных сетях. Дальше уже информационное поле приводит нас, образуя контекстной рекламы — информация, которая может быть нам интересно. У детей, сидящих за одной партой, происходит в абсолютно другой образ жизни в сети. Один ученик читает для предметных олимпиад, мероприятий в городе, в то время как другой обзор магазинов с вейпами. Современный учитель, может быть, это не знание, и сегодня имеет силу супергероя — способность разрушить этот информационный вакуум. Спровоцировать студентов google что-то для общего развития или для объекта, перейдите на страницу с образовательным видео и т.н., он может повлиять на формирование информационного поля вокруг ребенка. Это уже не в прямом смысле влияние технологий в образовании, а также работы с этой средой, в которой находится ребенок, в том числе и за пределами класса.
Противники использования мобильных устройств на уроке, чтобы помнить, что отвлечься от занятий погрузиться заметки, там выплевывая из труб и считать ворон — я могу и без технологий. Здесь речь идет, скорее, о том, что урок должен быть интересным и адекватно реагировать на запросы современных студентов. Учитывая, как активно молодые люди сегодня используют суп, визуализации и интересное представление информации, есть для них более привычными и привлекательными. Уже никто не может выбрать скучный бумажный учебник, если будет предоставлена возможность самостоятельно выбрать. А в конце концов, задача педагога — сделать интересным занятием, и в этом современные технологии станут отличным подспорьем.