фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Списoк нoвыx oбрaзoвaтeльныx тeндeнций в нaшeй шкoлe бoльшинствo экспeртoв нaчинaются с нaстрoйки нa oбрaзoвaниe. Oбъeм изучaeмoгo мaтeриaлa, скaзaл учитeль исслeдoвaния шкoлы «Пoкрoвский квaртaл», Михаил Митин, и правда так растет, что его полностью охватывать ребенка уже не может. Так что единственный выход — выбор специализации.
Часто отмечается и превращение учителя из один основного транслятора знаний в навигатор для поиска и критической оценки права на информацию в Интернет. То же самое касается и учебников, устаревающих буквально на наших глазах. А параллельно меняется и форма обучения: переадресация психофизические особенности подростка и в том числе расширение игрового обучения (в качестве примеров можно привести образовательных батлы или мультипликационные версии для изучения новых вещей, о которых уже писал «МК»). Но основные, действительно революционные нововведения, как оказалось, впереди нас.
Прямо сейчас столичного учителя верстают программу развития образования до 2025 года. Она-то и ляжет в основу этой «тихой» революции.
Прежде всего, исчезнет здорово-урочная система немецкого образца, которая пришла в русскую систему для подготовки для более чем 200 лет назад, и с тех пор безраздельно господствовавшая в ней. Ее приход системы «ПОТОК», которая предполагает персонифицированную образовательную траекторию для каждого ученика. И как отдельные учебные курсы, так и более крупных модулей для подготовки в первый раз можно будет выбрать не только в своей школе, но и в других местах. Например, в университетах. Между тем, еще одна новая система — «РОСТ» — будет зачесть эти внеурочные достижения в родной школе, отправить их в обычные школьные отметки.
На практике это означает, что в национальной системе образования готовит революцию. Наша школа теряет былую монополию оценки знаний студентов и поделюсь ее продолжать со всей городской среды. На практике это будет выглядеть так. Речь, допустим, одного ребенка в спортсекции, дал там, а значок ГТО — и получить за это в классном журнале «пять» по физвоспитанию. То же самое с победы в финале олимпийских игр, например, по истории. Или успешное участие в научной конференции по биологии, где его направили научного кружка по этому предмету. Короче говоря, на образовательные результаты каждого ребенка будет работать через весь город — такой урбашкола.
Это правда, что путь к будущим достижениям значительно загромождают текущих препятствий. Например, недостаточная техническая оснащенность школы, особенно в провинции (как оказалось, даже в нынешней, 2018 году. в Интернет обещают подключить только 90% из местных школ). Или сверхзагруженность педагогов, не оставляя времени для хорошей подготовки уроков. Однако главным препятствием может стать неразвитость института тьюторства, без которой индивидуализация обучения детей-это просто немыслимо.
Именно т.н помогает школьнику учиться самостоятельно и в том числе облегчает выбор собственной образовательной программы. Между тем в средствах массовой информации на внутреннем школы тьюторов как не было, так и нет. Или еще хуже: «Слово «и т.н» появляется, но это, скорее, имитация, — сказал «МК» магистр педагогики МПГУ и т.н с 10-летним стажем Юлия Мире. — У нас много из того, что образование должно быть, но на самом деле нет. Учитель в обычной школе и не рвется, чтобы добровольно отдать свое место тьютору. Как правило, все системные преобразования в образовании идут очень трудно».