Эксперты-языковеды не подтверждают 50% подозрения в экстремизме, выдвинутые силовиками

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Бумaжныe нoситeли инфoрмaции уступили пaльму пeрвeнствa элeктрoнным гaджeтaм, тaк и пoзиции трaдициoнныx тeкстoв зaмeтнo пoтeснили пoликoдoвыe тeксты, т.этo. сoчeтaeт в сeбe всe — oт устнoй части и изображений до аудио — или визуальные. Покрытие на них граждан огромное: доступ в Интернет, по данным Московского научно-исследовательского центра, уже 98% россиян. А это выводит на первый план вопрос: как «вылущить» из огромного потока информации, пропагандирующую экстремизм, терроризм, фашизм, наркомания, самоубийства подростков или ксенофобию, но никого не винить в этих грехах напрасно?

Например, изображение немецких автопроизводителей в нашей стране тянет на статью за пропаганду фашизма. Так что, запретить документальный фильм о Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года, в связи с тем, что на немецкие флаги, которые победители швыряют к подножию Ним, ясно видел эти знаки? Или есть случаи, когда показ таких знаков не будет преступности?

Эта тонкая грань между тем, что является пропагандой запрещенных явлений, и что нет, и придется потратить экспертов-лингвистов. Именно их выводы по этому вопросу уже пользуются следователи, а если дело доходит до суда, то и судья при принятии своих решений. И вот что любопытно: больше половины мнений экспертов-лингвистов о наличии экстремизма в представленных им силовиками тексты, как сказал: «МК» ректора Института русского языка им. Пушкина, Михаил Осадчий, был отрицательным: «Если вы хотите, мы заслоном на пути безоговорочной обвинения», — подчеркнул он.

Правда, чтобы выстроить такой «заслон», если экспертиза была представлена поликодовый текст, это сложнее, признался он, потому что «такой текст не полностью соответствует чисто лингвистическим критериям. Для его экспертизы необходим более широкий подход. И в настоящее время существуют различные методы. Для того, чтобы обсудить лучшие подходы, мы сегодня и собрались. Однако самое главное в любом случае будет слово — коллективное решение».

Нащупать единство подхода, и в самом деле это необходимо, дополняет «МК» профессор Института русского языка им. Виноградова РАН Анатолий Баранов, потому что «результаты экспертизы должны быть объективными, так и воспроизводимыми, и другие эксперты. И это особенно важно в этот сложный случай, так как поликодовый текст. В этой связи напомнить, что в настоящее время эти тексты, кроме всего остального, будет передавать и запахи! А лингвистика, ясно, что такие тексты, занималась немного. Так что вы должны создать методы, основанные на более широкой науки — семиотики!»

Сделать то же время. В конце концов, правительство Москвы, сказал, директор Московского научно-исследовательского центра Виктор Немчинов, рассматривается возможность создания специальных служб мониторинга сетей Интернет на предмет обнаружения на содержание запретную сторону. По оценке Осадчего, до 70-80% из этих материалов распространяется именно там — не в виде текста, так и комментарии к ним, видео, картины или, скажем, песни. Этот процесс, по мнению экспертов, были сокращены: «Общая тенденция конфликтности в обществе растет, так что вы должны работать по деэскалации напряженности общественного сознания».

Вот только проанализировать эти процессы должны квалифицированные специалисты. А «появление четких критериев лингвистической экспертизы текстов этих негативных явлений будет способствовать повышению уровня защиты наших граждан», — добавил «МК» Осадчий.