Задержанный казахский бизнесмен доверяет только российским правоохранителям и СМИ

Eртaeв был aрeстoвaн в Мoсквe 8 мaя. Пo дaнным издaния «Кoммeрсaнтъ», «в Кaзaxстaнe Жoмaрту Eртaeву инкриминируeтся мoшeнничeствo. «Oн являeтся сoвeтникoм прeдсeдaтeля сoвeтa дирeктoрoв Bank РБК, прoлoббирoвaл пoлучeниe бaнкoвскoгo крeдитa пoдстaвным ТOO, нa сумму бoлee $80 млн, a тaкжe сoвeршил дeйствия, с цeлью нeиспoлнeния зaeмныx срeдств», — сooбщили в прeсс-службe МИНИСТEРСТВA Трaнспoртa». Зaпрoс прoкурaтуры нa aрeст Eртaeвa 40 днeй с цeлью eгo дaльнeйшeй экстрaдиции в Кaзaxстaн Пресненский суд столицы рассмотрел два дня. Прокурор заявил суду, что обвинение, которое Ертаеву в Казахстане, соответствует ч. 4 ст. 159 уголовного кодекса РОССИЙСКОЙ федерации — мошенничество в особенно больших размерах. И говорит с довольно стандартным для таких требований аргументы: Ертаев может скрыться за границей, оказать давление на казахских следователей.

Защита бизнесмена парировала: в Москве вместе со своей семьей он живет три года, не один раз в это время летал за границу, всегда возвращался. Проблемы с правоохранительными органами у него не было.

Ертаев сказал ему, что исходит угроза от казахских национал-патриотов, которые «хотят, чтобы выдавить Россию из телекоммуникационного рынка Казахстана». По его словам, его партнеры хотят выбрать пакет акций ОАО «Алмател Казахстан» («Алма-ТВ»), транслирующего российские телевизионные каналы. Он считает свое уголовное преследование политически и подал заявление о выходе из гражданства Республики Казахстан. Суд отказался заключить Ертаева под стражи, отправив домой под наблюдением инспектора.

Скандал широко освещался в казахских СМИ. 14 мая Ертаев, который находится за пределами стен суда ничего не стал комментировать, решил прервать свое молчание» — передал журналистам через адвоката заявление, в котором изложил свое видение происходящего.

Он рассказал, в частности, о том, как проходило его задержание: «8 мая 2018 года, незнакомых для меня лиц, представившимися сотрудниками правоохранительных органов Республики Казахстан, делается попытка похитить меня с целью незаконной переправки из России и Казахстана…». Предотвратить «реализовать этот план», по его мнению, вмешательство российских правоохранительных органов. «С особым уважением хочу подчеркнуть, что с момента задержания до помещения под домашний арест все происходило максимально корректно и соблюдение законов и норм цивилизованного общества», — сказал Ертаев. Он отметил и российские СМИ, которые «не позволили развиться противоправному сценарий».

Ертаев опровергла информацию о том, что он, якобы, скрывается, находящихся в международном розыске. «Правоохранительные органы Казахстана знали о моем местонахождении, кроме того, я неоднократно обращался в следственные органы с просьбой о предоставлении мне информации по делу, однако ответа от них так и не получил. В подтверждение моих слов я могу предоставить заинтересованным лицам копии данных обращений (начиная с февраля 2018 года)» — пишет он.

То, что он не числился в списках разыскиваемых лиц на территории России, по его мнению, оказалось «только после задержания во время оформления документов в ОМВД по Пресненскому области ГУ МВД России г. из Москвы. Кроме того, в НКО «Интерпол» не было информации о моем розыске».

В качестве подтверждения он приводит «факт свободного пересечения границы с Рф на время командировки в Европе 24 марта 2018 года. Уже после так называемого объявления в беглецов, которые, по информации представителей казахстанской стороны, с дата 12 марта 2018 года».

Вашего длительного пребывания в России Ертаев объясняет так: «в то Время как три года назад в Москве, я развиваю проект, который является важной частью интеграции: мы строим телекоммуникационные линии от Китая до Западной Европы, и первый этап этого масштабного проекта — автомагистрали между Казахстаном и Россией. Я понимаю, насколько этот проект важен для обеих стран, какие перспективы это даст нашей молодежи, передо мной встал довольно серьезный вопрос. Я должен был принять решение о переходе в России для более эффективного управления интеграционными процессами. Так что три года назад я переехал в Россию и сразу же начали процедуры, связанные с легального пребывания на территории Российской Федерации».

Бизнесмен утверждает, что «всегда хотел быть активным участником интеграционного процесса», но «никогда не занимался политикой и не планирует делать это и впредь. По его словам, он «всегда ратовал за то, чтобы русскоязычные телеканалы присутствовали в информационном поле Казахстана наравне с другими. Это очень важно для понимания и поддержания отношений двух стран».

Что касается выдвинутого против него обвинения, Ертаев обратил внимание на следующее: «в уголовных кодексах России и Казахстана нет такого преступления, как «лоббизм»… я никогда не работал в Банке РБК, не значился в штате организации, не получал зарплату там и не был в составе акционеров банка… Соответственно, не мог повлиять на процедуру кредитования, и я никогда не лоббировал чьи-либо интересы, просто не имеют такой возможности».

В то же время он утверждает, что в Казахстане, как известно, кто получил по кредиту. Сумма кражи, предъявленную ему, ответчик считает «абсурдным». По его словам, некоторые лица, заинтересованные в сокрытии реальных проблем, которые пытаются найти человека, который сможет их бросить, а «лишает его свободы», чтобы сделать так, что этот человек «не смог доказать свою непричастность». А задержание и экстрадиция в Казахстан — это «попытка лишения меня свободы для дальнейшего предоставления физическим и психологическим давлением».

«Я надеюсь, в будущем вымогатели и используемых ими отдельных сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан не будет прикрываться общественным интересам для достижения своих корыстных целей, — пишет Ертаев. — Я абсолютно уверен, что факты, на документы и закон на моей стороне, и все это будет способствовать более быстрому завершить этот крайне неприятный случай, который бросил тень на работу правоохранительных органов Казахстана, так и в моем бизнесе репутация. К счастью, большинство сотрудников правоохранительных органов Казахстана — честные и достойные люди, и это дает нам уверенность в том, что истина будет установлена в короткие сроки на основании изложенных фактов и представленных документов».

При этом он подчеркивает, что полностью поддерживает «инициативу Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева навести порядок в банковской системе Казахстана и, таким образом, чтобы обеспечить инфраструктуру и источников средств для развития экономики».

Объясняет Ертаев и почему написал отказ от гражданства Казахстана: «Мною было подано заявление на получение разрешение на пребывание, а затем в установленные законом сроки были поданы ходатайства о гражданстве РОССИЙСКОЙ федерации… при соблюдении закона, должен был принять решение об отказе от гражданства Республики Казахстан, в связи с тем, что двойное гражданство запрещено».

«Я считаю целесообразным мое присутствие в России до конца производства в этом случае. Именно это сможет гарантировать безопасность моей жизни, так и для создания реальных фактов по озвученному МВД РК дело», — пишет бизнесмен, пообещав, в свою очередь, что их «приложить все усилия, чтобы помочь правоохранительным органам о введении закона и справедливости».