Роскосмос участвует в создании «шлюза до глубокого космоса»


Тпк «Сoюз ТМA-М» в сoстaвe МКС.

Рoскoсмoс стaнoвится пoлнoпрaвным учaстникoм прoeктa. Привнeся свoи тexнoлoгии, Рoссия мoжeт сoздaть oт oднoгo дo трех космических модулей станции. Возможны и другие способы участия, в частности, — использование наших транспортных систем для доставки на станцию грузов. Участие в проекте могут иметь и другие страны.

Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что уже известны даты первых запусков в рамках проекта: «Мы договорились, что мы вместе будем участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе мы будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения технологии, используемые на поверхности Луны, а затем — Марс. Вывод первых модулей можно в 2024-2026 годы».

И уже в 2018 году должен быть определен технический облик и участие отдельных стран в проект окололунной станции. И в 2023 году США планируют запустить на орбиту Луны свой корабль Orion в сочетании с двигательно-энергетическим модулем, который будет обеспечивать станцию энергией 40 квт мощности, вырабатываемой с помощью солнечных батарей. Позже, в 2024 и 2025 годах, корабль пристыкуют два жилых модуля. Российский шлюзовой модуль для выхода в открытый космос будет создан на основе модуля «Пирс» и «Пластичных», используемых в настоящее время на МКС. Но это будет предложено в рамках нового единого стандарта на напряжение в электрической сети, и интерфейс системы. В российском плана-графика его выполнения находится в 2026 году.

Для полноценного сотрудничества на новой станции стороны должны прийти к общим стандартам. Таким образом, партнеры договорились создать международную технические стандарты, которые будут использованы в дальнейшем и с другими странами, присоединяющимися к проекту. Роскосмос и НАСА уже пришли к взаимопониманию норм док-узел будущей станции. С учетом серьезных внутренних переживаний в развитии соединительных узлов, эти элементы лунной станции будут созданы на основе российских разработок, — а также стандартов и системы жизнеобеспечения. И эти нормы вам в будущем при создании новых космических технологий, и будет способствовать привлечению в проект большее количество партнеров.

Главная роль в создании шлюзового модуля Deep Space Шлюз для выходов в открытый космос, и разработки международного стандарта док-узел принадлежит к одному из головных предприятий Роскосмоса — РКК «Энергия», который является одним из самых компетентных в мире разработчиков ракетно-космической техники — ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей. Огромный опыт РКК «Энергия» в области развития и модернизации пилотируемых и грузовых кораблей станет основой для объединения будущей станции.

РКК «Энергия» сейчас разрабатывает и производит новый пилотируемый транспортный космический корабль «Федерации», который в специальном отеля (его вес вырастет до 20 тонн), станет частью российской лунной программы. Тем не менее, это не исключает возможность использования «Федерации» и в программах нового российско-американского проекта.

Роскосмос уверен, что сотрудничество на Deep Space Gateway может развиваться и иметь различные формы. Исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев считает, что в перспективе возможные преимущества и других российских технологий в лунную орбитальную станцию: «когда речь идет об участии России в строительстве шлюзового модуля. Но в будущем возможно также и использование нашей транспортной системы — ракет-носителей и космических аппаратов, участие российских автоматических аппаратов серии «Луна» в выборе мест посадки человека на поверхность».

По словам Крикалева, вместе с американской ракеты SLS при отправке на освещенной трассе могут быть вовлечены проверенная РН «Протон-М», а также новая «Ангара-А5М». Если первый отечественный перевозчик давно и хорошо известен российским и зарубежным потребителям пусковых услуг, то с «Ангарой» мировой рынок еще предстоит познакомиться. Его разработкой занимается ГКНПЦ им. Хруничева. Ракета создается на основе прототипа — «Ангары-А5», но с максимальным сохранением основных проектных решений, путем осуществления улучшений, значительно повышающих технико-экономические характеристики. В ней будут применены новые универсальных ракетных модулей (УРМ-1М) с модернизированным двигателем РД-191М. Этот усилитель может быть использован для доставки шлюзового модуля на лунную станцию в 2026 году.

Да, новый масштабный проект — это новые расходы, и партнеры Deep Space Gateway договориться о совместной позиции: указывая на Луну, при том, чтобы покинуть низкую орбиту земли нецелесообразно. ISS предлагает много полезной информации, и, следовательно, все больше стран заинтересованы в работе на орбите Земли.

— Исследования на низкой околоземной орбите, должна быть продолжена, — согласен Сергей Крикалев. — У нас есть международная лаборатория, где проводятся работы и исследования, мы получаем новые данные. В нынешнем виде станция просуществует до 2024 года. Но тогда должна продолжать существование. Будет ли это один свободнолетающий модуль, наиболее посещаемая или постоянно жить — это обсуждается, — сказал представитель Роскосмоса.

Роскосмос системно меняется ракетно-космической промышленности, используются новые подходы, современные принципы управления, улучшает качество продукции, появляются первые проекты государственно-частного партнерства. Госкорпорация занимается коммерциализацией — в том числе коммерческие эксперименты на МКС. Космос должен служить людям, здесь и сейчас. Сотрудничество при создании новой лунной станции — это реальный стимул и уникальные возможности для отечественных предприятий. Конечно, нужно идти вперед, удешевлять доступ в космос, создавать системы с длительным сроком эксплуатации и минимальным обслуживанием и сделать космос более доступным и безопасным. Затем «шлюз глубокого космоса» будут всегда открыты.

СПРАВКА: Станция будет располагаться на высокоэллиптической лунной орбиты с высотой в апогее 70 тысяч километров от Луны. На первом этапе обсуждаются различные варианты, в том числе строительство станции на низкой окололунной орбите. И было выбрано то, что предоставляет больше возможностей для исследования дальнего космоса, сохраняя при этом возможность посадки людей на поверхность Луны. Продолжительность экспедиции может варьироваться от 30 до 360 дней, и назад, к станции будут проходить один раз в год.