Сoврeмeнныe aрxитeктoры, всe чaщe, стaли слeпo гнaться зa мoдoй. Oдни увлeкaются гoризoнтaльными линиями, другиe – вoлнaми, трeтьиx привлeкaeт идeя бeсфoрмeнныx, aбстрaктныx здaний. Пo мнeнию лaурeaтa Притцкeрoвскoй прeмии, извeстнoгo нa вeсь мир япoнскoгo aрxитeктoрa Сигэру Бaнa, eдинствeнный спoсoб для зoдчeгo нe пoддaться бaнaльнoму влиянию мoды – искaть нoвыe пoдxoды к прoeктирoвaнию кoнструкций и новые материалы. Свои уникальные дома он делает из картона и бумаги.
Сигэру родился в 1957 году в семье сотрудника компании «Тойота» и дизайнера одежды, но сам, еще в детстве, решил, что станет архитектором. Впрочем, когда у них дома работали строители, он еще не имел представления о том, что есть такая профессия, как архитектор – просто восхищался тем, что делают эти люди. Ему нравился запах дерева, он подбирал использованные щепки и бруски и потом пытался сделать из них что-то сам. Модель своего первого дома Сигэру собрал, когда учился в 10 классе…
Сейчас он признан не только лучшим архитектором Японии, но и одним из величайших зодчих в мире. Среди его экстравагантных работ – картонная католическая церковь в японском городе Кобе, выполненный из бумаги пешеходный мост через реку Гардон на юге Франции (его бумажно-пластмассовые ступеньки сделаны из переработанного вторсырья), бумажный концертный зал в Италии, школа из картонных труб в Китае и еще много, много подобных проектов.
Бумажный мост во Франции
Бан не раз подчеркивал, что творит не ради денег или мирового признания, а прежде всего, для людей: «Некоторые известные архитекторы, добившись славы, перестают строить жилые дома. Ведь они не приносят большого дохода. Я с ними не согласен. Архитекторы, которых я уважаю (например, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ или Алвар Аалто) никогда не переставали строить жилье для людей, и я тоже никогда не утрачу интерес к этому направлению».
Отель, построенный по проекту Сигэру Бана
Наибольшую известность и уважение Сигэру Бан снискал как архитектор зданий для беженцев, пострадавших от стихийных бедствий. Руанда, Гаити, Эквадор, Китай, родная Япония – практически везде, где есть беженцы, настоящей палочкой-выручалочкой становятся картонные трубки Сигэру Бана. На их основе он возводит простые конструкции, которые дешевы, легки, очень быстро собираются и впоследствии могут быть использованы повторно – в другой точке земного шара.
Жилье для беженцев. Япония, 2018
Создавая дома для беженцев, архитектор руководствуется, исключительно, теми запросами, которые исходят от пострадавшей страны. И условия бывают очень специфическими. Например, возводя приюты для пострадавших от геноцида в Руанде, Бан постарался максимально экономно использовать материал, ведь, он был ограничен в бюджете (50 долларов на один дом). К тому же, разрабатывая проект, он понимал, что, если жилье для беженца будет слишком шикарным, у человека не будет мотивации когда-нибудь вернуться и восстановить свой собственный дом, а это неправильно.
Картонные трубки, на основе которых он строит быстровозводимые конструкции
Работая над жильем для пострадавших от землетрясения и цунами 2011 года в Японии, Бан столкнулся с еще одним интересным нюансом. С одной стороны, беженцы хотели, чтобы в их временных домах была возможность уединиться, с другой – правительство не одобряло слишком закрытые помещения, поскольку, нужно было осуществлять над пострадавшими контроль (например, следить, чтобы они не пили, не было воровства и т.д.). Архитектор нашел интересный выход: сделал перегородки из полупрозрачной ткани.
Временное жилье с перегородками для эвакуированных, возведенное в начальной школе Сохо (город Курасики)
Подготовка к возведению «ячеек» площадью 4 квадратных метра для жертв недавнего наводнения в Японии. Изготовление столбиков
За свои актуальные проекты для беженцев архитектор удостоен Премии имени Матери Терезы.
Бумажный детский сад в Сычуане (Китай)
Архитектор постоянно слышит от скептиков один и тот же вопрос: «А не будут ли картонные конструкции промокать под дождем?» «Вовсе нет, – уверенно отвечает он. В качестве примера, Бан приводит церковь, построенную после стихийного бедствия в Новой Зеландии. Ее огромные картонные трубы (600 мм в диаметре) очень прочны, сверху они защищены крышей из поликарбоната, а пол у здания – из бетона.
Картонный храм в Новой Зеландии
Справедливости ради, стоит отметить, что однажды, у одного из его европейских зданий из-за рекордно сильного снегопада пострадала крыша, впрочем, такие форс-мажоры случаются во всем мире и с обычными (не бумажными) домами.
Архитектор, вовсе, не считает свои монументальные проекты из картона и бумаги временными. Более того, успешность и долговечность того или иного здания, по мнению Бана, определяется вовсе не материалом, из которого оно создано.
«Архитектура не должна быть чисто коммерческой. Если здание построено только ради прибыли – даже если оно возведено в бетоне – на самом деле это временная архитектура, – рассуждает он. – В конечном итоге, явится какой-нибудь другой разработчик и попытается вас обойти, разрушив ваш проект и построив свой. И в этом случае, бетон можно назвать временным материалом. Однако, если ты создашь проекты, которые полюбят люди, то независимо от того, из чего сделаны здания, они будут сохранены.
Бан – автор не только бумажных проектов. Он работает и с бетоном, и с металлом, и с деревом. Однако, четыре года назад престижную Притцкеровскую премию он получил именно за создание своих инновационных бумажных конструкций. «Эта премия для меня – прежде всего мотивация продолжать работать в том же направлении и доказательство того, что дома из бумаги очень нужны людям и за ними будущее, – пояснил он».