«Аэрофлот» экономит на пилотах

фoтo: Aлeксeй Мeринoв

— В свoeй пeтиции нa имя гeнeрaльнoгo дирeктoрa «Aэрoфлoтa» Витaлия Сaвeльeвa ШПЛС трeбуeт рaзoвoй индeксaции зaрaбoтнoй плaты рaбoтникoв ПAO «Aэрoфлoт» нa 38%, чтo сoизмeримo суммaрнoй инфляции зa пять лeт. Тaк кaк рукoвoдствo кoмпaнии oбъясняeт oткaз пoднять зaрaбoтную плaту, чтo являeтся нaрушeниeм трудoвoгo законодательства?

— В предыдущие годы, руководство «Аэрофлота» объяснить отказался индексировать зарплаты трудное экономическое положение компании и опубликованы поднять этот вопрос, когда появится прибыль. Мы терпеливо ждали и в 2016 году, что оказалось для компании сверхприбыльным (только чистая прибыль составила 30,6 млрд рублей), вновь напомнил о себе. В нашем обращении нет ничего противозаконного, никаких ультиматумов или угроз, мы просто призываем к реализации трудового кодекса и Коллективного договора, в которых будет установлено ежегодной индексации всех выплат. Мы предлагаем вместе разработать механизм, как в будущем будет происходить индексация заработной платы рядовых сотрудников.

— Слушают ли в «Аэрофлоте» к этим требованиям сотрудники или пытаются задушить протест?

— Руководство «Аэрофлота», очевидно, недовольны тем, что наш союз развернул целую кампанию в защиту законных прав сотрудников. Она боится любых массовых акций протеста. На вопрос о том, что пилоты шантажа и угроз пытаются выйти из ШПЛС. По словам пилотов, на них оказывается давление: летние начальники посылает письмо с предложением вступить в европейский союз, подконтрольный работодателю. Отказаться трудно, когда недвусмысленно намекают на карьерные проблемы, вплоть до увольнения. В летной профессии много династий, и сыновья пилоты пытаются идти по стопам отцов. Несмотря на отличную подготовку в летных училищах, имеют проблемы с найти работу в «Аэрофлот», если отцы — активисты ШПЛС. Так, руководство «Аэрофлот» борется с европейским союзом. Идет проверка на прочность: личной и организационной. Но у людей накипело, они устали от несправедливости и уже ничего не боятся.

— И то, что на данном этапе вам удалось добиться этого?

— На фоне наших требований работодатель будет проиндексирована с 1 января 2017 года. окладные части заработной платы на 4,7%. Кажется, это увеличение, как подачка. У пилотов зарплата выросла примерно на 3 тысячи рублей, а бортпроводников — 300 рублей.

Те, которые не хотят, чтобы бороться или уже потерял всякую надежду, просто перемещаются на другие авиакомпании — чаще всего в юго-восточной Азии, где платят гораздо больше. Наши пилоты очень ценятся в Китае, Вьетнаме. А «суши» работников — авитехники и инженеров — смотрят на других российских авиакомпаний, где оплата труда на 30-40% выше, чем в «Аэрофлоте». Я бы Не хотел, чтобы превратить «Аэрофлот» в центре подготовки авиационного персонала других компаний.

— В декабре прошлого года петиция против дискриминации и правового беспредела руководства подали бортпроводники ПАО «Аэрофлот». В своем обращении они пишут, что в авиакомпании есть разделение на «жирных», «красивых» и «старые» хозяйки, а причисление к одной из этих категорий влияет на оплату труда. Как известно, Трудовой кодекс запрещает дискриминацию в сфере труда. Имеют ли место подобные нарушения в «Аэрофлоте»?

— Проблема дискриминации действительно существует. Например, на международные рейсы ставят молодых бортпроводников и связанных с возрастом — на внутрироссийские. Оказывается, что красивая оболочка подменяют настоящую безопасность полетов. В конце концов, если что, опытный дирижер, отработавший много лет в авиакомпании, не растеряется: и массаж сердца сделает и аварийной эвакуации будет проходить, и с дебоширом разберется. Наверняка вы заметили, что на многих европейских компаний бортпроводницы не так молоды, как мы. В нашем союзе нет бортпроводников, утвержден только состав, но во-первых к нам часто обращаются, и мы хорошо знаем о своих проблемах, которые были начаты уже давно. «Аэрофлот» и слова во всем стремится быть лучшей авикомпанией в Европе, в Азии, получают большие регалии. Но это хорошо, чтобы быть еще лучшим в соблюдении Трудового законодательства.

— Сколько «Аэрофлоте» весь персонал, из них — пилотов, бортпроводников, административный и технический персонал?

— По нашим данным, в «Аэрофлоте» порядка 20 тысяч сотрудников. Из них около 2,5 тысяч — это листовки, около 7 тысяч — бортпроводники. Остальные — технический состав, службы организации перевозок, офисных работников.

— Какой фонд оплаты труда? Как относятся доходы совета директоров компании и сотрудников?

— Согласно официально опубликованному аудиторскому заключению ПАО «Аэрофлот» в 2016 году, благодаря совместной работе всех сотрудников прибыль авиакомпании достигла почти 428 миллиардов., а чистая прибыль — 30 млрд рублей. Но еще в прошлом году компании потери почти на 19 миллиардов. рублей. При этом премии и другие выплаты ключевому управленческому персоналу составила 1,14 млрд рублей, это в 1,5 раза больше, чем в 2015 году. Между тем, фонд оплаты труда было направлено около 32,4 млрд долл. рублей. Если условно предположить, что все 20 тысяч человек получают одинаковую зарплату, то она бы составила 160 тысяч в месяц. Но, конечно, это не так, и разница между зарплаты рядовых сотрудников и топ-менеджеров сильное впечатление. Конец рабочего персонала доход примерно в 30-40 тысяч рублей, врачей-терапевтов, работающих с летным составом, — 20-45 тысяч рублей, водители — до 45 тыс. евро, срок — до 80 тысяч рублей, водители — от 150 до 400 тысяч рублей со всеми премиями и бонусами. А с административного и управленческого персонала — ситуация сложнее. Их оплата не является «прозрачной», в отчетах указано суммарно.

— Известно, что одна из статей доходов «Аэрофлот» роялти, или пролет-деньги, которые платят иностранные авиакомпании за пролет на территории России. По мнению экспертов, это $500 миллионов. евро, т.это. за более чем 30 млрд. долл. евро — больше, чем чистая прибыль компании. Почему именно «Аэрофлот», получает эти гигантские суммы, и в чей карман они идут?

— Почему платят именно «Аэрофлоту», и как в будущем они распределяются — это решение властей. В кризис 2008 года. без этих денег авиакомпания вообще может стать убыточной. Интересно, роялти исторических списков «Аэрофлоту», который ранее был полностью государственной авиакомпанией. Эта практика развивается еще в советские времена. Иностранные авиакомпании, летающие по маршруту «Европа—Азия», являются обязательными для посадки в Москве, которая стоит немалых денег. Сейчас время другое, самолетов и других. Необходимость посадки в Москве исчез. Но самый короткий путь из Европы в Азию лежит через территорию России. Иностранные компании платят уже не за посадку, а за использование воздушного пространства. Неоднократно поднимался вопрос об отмене данных компенсационных выплат, в том числе и после вступления России в ВТО. Это были огромные деньги. Ранее «Аэрофлот» объявил, что готов с ними расстаться в пользу поддержки отрасли и полагаться не на «деньги» из воздуха», а на собственные силы. Но, как мы видим, пока ничего не изменилось.

— Много ли среди тех, кто не может больше терпеть дискриминации и нарушения в отношении оплаты труда, уволившихся пилотов? Где они проходят работы?

— Сейчас в России, по разным данным, существует от 16 до 18 тысяч членов летных экипажей. После ухода с рынка «Трансаэро», «Оренбургских авиалиний», многие из них были вынуждены искать работу. Но теперь уже нет никаких излишков нет, наоборот, пилотов не хватает. Квалифицированные кадры утекают в Китай, Вьетнам, Южная Корея, где наблюдается рост авиаперевозок, и, что главное, иметь хорошие зарплаты. Если раньше зарплата пилота в России в долларовом выражении сопоставимо, например, с оплатой коллег в юго-восточной Азии, а на сегодняшний день пилот в Китае получает в 2-5 раз больше нашего пилота. Угрозы отток кадров сейчас как никогда имеет важное значение для авиаотрасли, поэтому вопрос о повышении заработной платы российских компаний это очень важно.

— В декабре «Аэрофлот» отменил более 100 рейсов. Официальной причиной было названо закрытие взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» из-за плохих погодных условий. Тем не менее, другие авиакомпании, в тот же день совершали рейсы из всех столичных аэропортов. Ходили слухи, что истинной причиной отмены являются коммерческие интересы «Аэрофлота», утверждает, что из-за низкой загрузки летать невыгодно. Как и сами пилоты объясняют массовые задержки и отмены рейсов?

— Да, массовые задержки, особенно перед Новым годом, вызвал бурю недовольства пассажиров. Многие были удручены тем, что авиакомпания не должным образом заботилась о своих клиентах, просиживающих долгие часы в аэропорту. Теперь интересно, задержек занимается транспортной прокуратуры, которая инкриминирует «Аэрофлоту» статья Кодекса об административных нарушениях «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией», что административный штраф — 100 тысяч рублей. Но для такой компании, как «Аэрофлот», эти деньги — просто мелочь.

Лично меня удивило, официальной причиной отмены рейсов «по метеоусловиям», заявил «Аэрофлот», за день до отъезда. Дело в том, что решение о полете принимает командир воздушного судна в период предполетной подготовки за час до полета, а не администрации «на земле». Так что причина этих ранних отмене, может быть, в другой. Можно предположить, что «Аэрофлот», как в расписании несколько рейсов в день, например, в Ростове-на-Дону, объединяет два рейса в один, таким образом, экономить эксплуатационные затраты в сотни тысяч рублей. Недовольство пассажиров, которые купили билеты на более ранний рейс, вы должны каким-то образом компенсироваться, например, за счет энергии или повышения класса обслуживания, но эти затраты покрываются из дохода, который был значительно увеличен совместного полета за счет увеличения коммерческой загрузки. Не хочется верить, что самолет теперь, как и до — не будет летать, пока не заполнится. Однако, это возможно еще один неприятный вариант — отмена может произойти из-за нехватки летного состава, так как в конце года многие пилоты налетали годовая санитарная норма — 900 часов полетного времени.

— Может ли нехватка пилотов, чтобы влиять на безопасность граждан? В конце концов, если они работают выше нормы в несколько смен, это чревато ошибками при пилотировании из-за усталости, что может закончиться трагедией?

— Да, усталость пилотов — серьезная проблема. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), 30% авиационных происшествий, сопутствующей причиной является именно усталость экипажа. Рискуют пилоты и собственной жизни. Не редки случаи, когда после ночного полета, пилота, не доехав до дома, остановил автомобиль на дороге, чтобы поспать, в противном случае вы можете заснуть за рулем и разбиться.

Пилоты работают очень интенсивно. Положение о рабочем времени и времени отдыха позволяет летчикам работать шесть дней подряд, после этого 42-часового выход. Между полетными сменами допускается короткий перерыв, продолжительность 12 часов, на базе и 10 часов вне базы. Хотя по закону рабочее время в неделю ограничивается 36-ю часами, но часто пилоты это ограничение игнорируется, так как сдельную, по существу, в виде оплаты труда: чем больше рейсов слетал, тем больше заработал. А где ходить, если «Аэрофлот» не индексировать заработной платы, который уже не один год. Во многих ведущих иностранных авиакомпаний, действует гарантированная система оплаты летного труда (независимо от налета) в отличие от российских. Без сомнения, внедрение этой системы может повысить уровень безопасности.

Есть и еще одна проблема, она характерна для рейсов на большие расстояния. Часто «Аэрофлот» в целях экономии планирует экипажа в минимальный состав (командир и второй пилот), хотя и на более длинных миссий является жизненно необходимой, так называемый «усилитель». Это является дополнительным членом экипажа, который заменяет это основной командир, второй пилот, обеспечивая, таким образом, каждый из них технологический перерыв для восстановления психофизиологических способностей. Также большой проблемой является то, пересечение часовых поясов, что приводит к различным дисфункциям организма, хроническая усталость и бессонница.

Между ТЕМ

По словам, в январе авиакомпания отложить выход 439 раз, что составляет 2,37% от общего числа рейсов. Не сильно отстает от национального перевозчика и два других авиакомпаний группы «Аэрофлот» — лоукостер «Победа» и «Россия», которые были задержаны 2,25% 2,03% рейсов соответственно. Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП), которая занимается надзором за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей, в том числе в случае отмены рейсов, показало, что причинами отмены стали неблагоприятные погодные условия. Тем не менее, по просьбе «МК» в ММТП ответили, что по результатам надзорных мероприятий выявлены факты нарушений, допущенные «Аэрофлот» в части выполнения требований закона при задержке рейсов. «Так, с 29 по 31 октября 2016 года. авиакомпании задержано 3 рейса, причин для которых они явились замена воздушного судна по техническим причинам, отсутствие резервного воздушного судна и изменения вылета с решением авиакомпании, что противоречит п. п. «б» и «в» ч. 4 Положения о лицензировании деятельности по транспортировке воздушного транспорта», — написано в ответ на письмо-запрос. В связи с этим в отношении ПАО «Аэрофлот» возбуждено дело об административном правонарушении.