В какие структуры передается инспекторы ГАИ после ликвидации этой службы

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

В принципe oт тoгo, чтo ДПС будут oтдeлы прoпaгaнды, тexничeский нaдзoр, oргaнизaция движeния и дaжe сжeчь ee рeгистрaциoнныe и экзaмeнaциoнныe функций, — ничeгo плoxoгo для стрaны и ее граждан мотора не произойдет. Организаторы, информирующих водителей о предстоящих стихийных бедствиях и сообщающих заинтересованных лиц статистических данных не удалось, может быть легко и полностью безболезненно для безопасности дорожного движения перевести на комиссии по БДД, в обязательном порядке существующих при каждой региональной власти.

Спецов для организации дорожного движения и пригреют структуры, ответственные за транспортной логистики, в частности, города, района и области (в Москве, скажем, это заведуют, по крайней мере, три отдела, за исключением специальных служб в префектурах).

С инспекторами технадзора, остальные после отправки инспекции в загребущие руки страховщиков не работает, и стали, по существу, в порученцев руководителей подразделений дорожной полиции на местах, — еще проще. Безусловно, пригреют в очень сходном по функции и задачи Ространснадзоре или вообще в любой отдел, в любом случае, как отношение к контроля технического состояния транспортных средств при выпуске на линию, — в пользу тех, которые у нас есть в изобилии.

Что касается снятия и постановки машины на учет, то эти регистрационные действия передаются с существующей гаишной базы в области Транспорта.

Некоторые сложности возникли в части обследования на работе, но и они могут быть решены. Так, уже достаточно давно обсуждается вопрос о его передаче в частные руки, по примеру многих цивилизованных стран. Предполагается, что организации, которые будут это делать, будут объединены в федеральную палату или коллегию (как объединены нотариусов или адвокатов), а ее члены будут нести серьезную материальную или даже уголовную ответственность для недобросовестных или необоснованную выдачу прав.

Задача становится легче, потому что все эти гаишные услуги достаточно мало — даже одна единица для предоставления госуслуг (экзамены и регистрация) по всей стране есть не более 3000 человек (кроме того, значительная часть из них-гражданские лица). Другое дело, что те, кто носит погоны, в «гражданских» ведомств может и не идти, потому что вы будете терять много бонусов, размещены служивым людям. А это означает, что мы в течение очень долгого времени, вы будете сталкиваться с жутким бардаком и при постановки машины на регистрацию, и, особенно, при получении прав. С экзаменационной работой и в настоящее время-это нерешенные проблемы (в том числе и откровенно коррумпированных) выше крыши, а что будет, когда от него начнут заниматься абсолютно новыми людьми, которые, кстати сказать, надо еще воспитывать, — страшно представить. Между тем и первый, и второй госуслугу в год будет получать около 10 миллионов россиян.

Однако главный вопрос этой реформы — как быть с несколькими десятками тысяч инспекторов ДПС. Предложение перевести в ППС не выдерживает никакой критики, что, как нам кажется, понял и сам министр внутренних дел господин Колокольцев. Кроме того, понял, что это не сегодня и не вчера. Дело в том, что идея о связи ппс с ДПС возник еще года полтора-два назад во время рабочего визита главы России в Казахстан, где аналогичный симбиоз кажется доказал свое право на жизнь. После возвращения домой, министр потребовал от ГУ ОБДД и ГУ ООП мвд рф проработать вопрос о перенос зарубежного опыта на российские реалии. Главки около двух месяцев сводили концы с концами, но в результате разочарование для всех заинтересованных сторон.

Начать с того, что для подобного объединения, как минимум, придется переделывать абсолютно всю нормативную базу, связанную с работой полиции, — коап рф, в соответствии с законами РОССИЙСКОЙ федерации «О полиции», «О безопасности дорожного движения» и ряд других несколько административных положений и десятки (если не сотни) нормативных правовых актов правительства страны в целом и МВД в частности, в том числе министерские заказы. На это чиновники всех уровней (в том числе и Администрация Президента) и депутатов Ес потребует не меньше года, а то и две (подготовка документов для передачи техосмотра от ГАИ к страховщикам, ушло более трех месяцев). И еще минимум год будет идти в различных организационно-штатные мероприятия. Понятно, что впереди не только ЧЕМПИОНАТ мира по футболу, но и президентских выборов, времени на это нет.

Но даже если оно есть, овчинка выделки не стоит. Так как при нынешней численности экипажей государственно-частного партнерства, при поддержке инспекторов ДПС на дорогах страны буквально за несколько дней превращаются в чудовищной пробке из десятков тысяч неоформленных аварий. Это с одной стороны. А с другой — быстро поднял голову хулиганствующий элемент и пышным цветом расцвели бытовуха.

Просто потому, что оказаться в одно время в АВАРИЮ (да еще не дай бог с пьяными водилами и пострадавших) и искать по горячим следам преступников, отнявшего от прохожего борсетку, физически не получится.

— Сегодня во многих российских регионах в зоне обслуживания одного из экипажей ДПС будет входить от несколько десятков до полутора сотен километров дорог, — прокомментировал порталу «АвтоВзгляд» ситуацию главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств» Александр Лыткин. — И представьте себе, что, например, на одной из трасс в Оренбургской области, километрах в сорока-пятидесяти от ближайшего райцентра, произошла авария, в которой пострадали люди. Ее правильное оформление (например, что виновным не уйти от ответственности в суде из-за неправильно составленных документов, а нашел, наоборот, не пойти ли на сцене) может уйти до трех-четырех часов, а то и больше. При этом водители транспортных средств, в такой ситуации обязательно нужно доставить на медосвидетельствование и принять обратно. Кто в это время будет непреодолимым пьяный бытовых дебошира с топором, или хулиганов, пристающих к прохожим с ножом? Да, и «простой» аварии, где помято только «железо», может передать «сделал» полицейский экипаж минут на сорок. А если такие ИНЦИДЕНТЫ в зоне ответственности два или три? Одним словом, если полагаться только на здравый смысл, а не на клан департаментов разборки и политические игрища, удаление ГАИ можно сегодня, просто поразительно — в разы! — увеличение количества патрульных машин и сотрудников. Что как-то не вяжется с общей концепцией реформы МВД…

Между тем, даже среди обычных владельцев автомобилей нет единого мнения о том, нужно ли ликвидировать погрязшую в проблемах и коррупции в ГАИ. Так, проведенное летом прошлого года на портале «Российской общественной инициативы» голосование на тему «Расформировать ГАИ, как отдельной структурной единицы и передает функции контроля трафика сотрудников МВД», дал следующий результат: «за» высказались 494 человека, «против» — 202.

А опрос портала «АвтоВзгляд», состоявшейся на этой неделе, дал еще более неоднозначный результат. Для отдыха автоинспекции и передача ее функций на другие услуги, выступают 54% респондентов, а против — 46% (в голосовании приняли участие 6500 человек).

Но в любом случае ясно одно. Реально, а не на бумаге, реформы в ГАИ не требуется. Но, чтобы начать и сохранить ее нынешнее руководство, службы маловероятно.