Монолитный бронза весна: как в Таллинне воскрешают памятник солдату-освободителю

Сaмый пeрвый пoчeтный кaрaул. В 2008 гoду.

Дo и пoслe

«Пeрвыe гoды пoслe смeрти сынa нe знaю, кaк я жилa. И кaк сeйчaс пoмню, Музыкaнтoм, сeрдцe щeмит, и тeрпeть бoль нe былo мoчи. Гoвoрят, чтo врeмя лeчит, вылeчить, вoзмoжнo, eсли бы нe вспoминaть…» — нe сдeрживaeт слeзы Вeры Ee. Тeтя, мaть 20-лeтняя Тeтя Мaтрeнa, русский грaждaнин, зaрeзaннoгo в Тaллиннe нeизвeстнo точно, десять лет назад, во время массовых беспорядков, вызванных протестами русскоязычного населения против сноса главного советского символа эстонской столицы.

О трагедии с переносом Бронзового солдата с площади Тынисмяги написали все мировые СМИ.

«Мне уже 28. Много это или мало? Пока не думал об этом», — говорит Марк Сирык, один из главных героев этих событий. Тогда Марк был признан лучшим молодым политическим арестантом Европе. За решеткой бывший комиссар молодежного движения «Наши» отправились в путь в выпускной экзамен для 12 класса.

Дмитрий Линтер, Марк Сирык, Максим Рева и Димитрий Кленский.

Четыре символа «бронзовой революции» в Таллинне. Четверо обвиняемых. От 18 до 62. Их обвиняют в организации массовых беспорядков и в том, что для того, чтобы сохранить этот советский обелиск, они посягнули на регистрацию независимой эстонской Республики.

…На первый взгляд просто памятник. Тринадцать человек, двенадцать советских солдат и девушка-медсестра, погребенные под ней.

Их похоронили с почестями в парке на холме Тынисмяги в сентябре 44-го. Три года спустя, в 1947-м, над погостом стал Бронзовым солдатом. Он стоял там, на этом месте долгие шесть десятилетий. Он пережил распад Советского Союза, как потушили, у подножия Вечный огонь. По словам официального Таллина, здесь, дома, герои не войны, а советской оккупации.

Россия тоже смолчала. Отдавая пядь за пядью землю и славу. Мы до последнего пытались не замечать, что происходит в небольшом скверике маленьком городке маленькая страна в северной Европе. Пока не осталось ничего, что можно было бы еще отдать.

До начала 2007 года. бронзовый «Алеша» стал последней разменной монетой эстонских политиков. «Снести нельзя оставить». И обязательно к 9 мая.

В будний день Победы

Прибыл в Эстонию, в режиме инкогнито, в Финляндии, а оттуда на пароме — долгий путь, но уверен, что десятки моих коллег были депортированы, когда пытается непосредственно перейти границы суверенной прибалтийской стране. Вы должны действовать на свой страх и риск…

Будничный день 9 мая — все работы, для Эстонии разгром Советского Союза и нацистской Германии не праздник.

И только в одном месте в Таллинне в этот день был переполнен народом. Военное кладбище в 500 метрах от окружной магистрали Ярвевана — местный аналог мкад. Льющееся на краю человеческого моря… Старых, молодых, детских лиц…

Так что, вот ты теперь где, Бронзовый солдат.

Серый памятник утопает в фиолетовый букеты, ярким ковром расстилаются они по земле… Тысячи поминальных свечей — солдат, душа, как стемнеет, зажечь любого могильного камня.

«Ранее коммунальщики увозили только подвядшие гвоздики для мусора, но мы были упрямы выиграть, для цветов, не трогали, мы сами заботимся о них», — рассказывают местные женщины с георгиевскими лентами на платья.

Местная полиция на военном кладбище нет. Уже несколько лет, так как они демонстративно самоустранились отсюда — на самом деле на 9 мая, уже на русской земле.

Девушка из прошлого

«Вскоре взял город Брянск в городе прошли…» — из репродуктора несутся русские песни. Подростки в полной военной форме в почетном карауле у Бронзового солдата. Жара. Тонкая струйка пота стекает по лбу в 16 лет, деревянные с редким именем Констанция.

Фото 16-летней Констанции стала символом Дня Победы в Таллинне.

Портрет Констанции, сделанный в мае прошлого года, появится на ежегодной фотовыставке Союза на пресс-фотографов Эстонии, но затем его изуродовал маркер бывший член эстонского парламента, и этот скандал превратил лицо Констанции в бренд, символ победы. Как памятник, который охраняет девушку.

Десять лет назад те же школьники, дети из так называемых «русских оккупантов», волонтеры вышли в защиту Бронзового солдата на Тынисмяги. «Ночной дозор» называется их движение. В любое время ребята целыми классами дежурили края обелиска. Кто-то считал их идеалистами и романтиками. Кто-то, поворачивая пальцем у виска…

А затем пришел «бронзовая ночь». И на Тынисмяги и его сторонники начали говорить по всему миру.

В терминале Д местного аэропорта, были заранее подготовлены помещения для будущих задержанных, подростков держали здесь до суда, заставляя сидеть на корточках, так как стоять плечом к плечу, они просто будут все, чтобы не соответствовать.

«Это был эксперимент американских спецслужб — на примере Эстонии, чтобы посмотреть, как отреагируют русские, если попытаться взять от них самое святое», — размышляет Олег Беседин, тележурналист, он живет в Эстонии, и именно через него идут сегодня, в условиях информационной блокады, практически все земельные участки в России. Последние недели Олег спит по два часа — монтирует фильм о событиях 10-летней давности. В надежде поймать. Это его второй фильм по данной теме. Первый был снят в том же 2007-м.

«Сейчас не время жить спокойно…»

Так случилось, что и «МК» оказался в самой гуще событий. Останки тринадцати людей, погребенных под памятником, имеют право, чтобы найти покой, — для этого необходимо найти родственников павших солдат, готовых доказать свое родство анализа ДНК и забрать прах родных на родине, не дать его на поругание.

Именно наша газета попытаться обнаружить, по крайней мере, кто-то из этих тринадцати.

Поиски шли долго. Но удалось обнаружить следы только одного из похороненных на Тынисмяги. Капитан Иван Сысоев, уроженец поселка Рочегда Архангельской области, двух из его дочери, Эзмиральда-Эмма и Светлана себя пенсионер, очень обрадовались неожиданно прибытие журналистов «Московского комсомольца».

На линованном лист из обычной ученической тетради Эзмиральда Ивановна написала письмо Путину с просьбой о помощи контрабанды останков капитана Сысоева в России. «Я уже стара, — призналась она мне. — И я хотел бы уйти, зная, что кости его отца в состоянии покоя на родной земле».

С приходом сестер Сысоевых в Эстонии устроили шоу. Местные СМИ утверждают, что утверждает, что старушки, хочет, чтобы их вернуть прах, подал в суд на министерство обороны Эстонии. Министерство обороны в ответ ядовито сказал, что чьи кости лежат в земле, все еще не известно… Может и не Сысоева в целом…

Две бабушки в поле не воины.

Нужен был кто-то другой, который, чтобы заставить меня эсты зашевелиться.

«Меня зовут Владимир Парнес, я двоюродный брат медсестры Ленины Варшавской, похороненной под Бронзовым солдатом», — он позвонил в редакцию, накануне отъезда старушки Сысоевых в Таллин.

«Старик Варшавский» — так я назвала его, был почти слепой, он передал мне сохранившиеся фотографии сестры.

История короткой жизни может стать сериалом. Десять лет Ленина (в честь Ленина) Варшавская, и я встретился со Сталиным. Играл прежде, руководство глава, иосиф виссарионович приказал вручить маленькой музыкантше новый инструмент, а родители Лены выбрал комнату в большой коммунальной квартире на Лубянке. Лена является автором книги встречи с гидом, которая хранится в Ленинке.

«Все любили — родители, друзья, все, — и никто не хотел верить в его смерть, — «невидящими» руками перебирал старик Варшавского» семейные архивы. — Мои дядя и тетя почти каждый год, до самой своей смерти ездил в ее могиле на Тынисмяги, поздравить их с пионерами из школы, носящей имя Лена…»

Последнюю фотографию 19-летнего Ленины в белоснежной сестринской форме надпись: «Родная, ты меня понял. Сейчас не время жить спокойно. Убегаю на фронт. 22.12.1944 года».

Если верить цифрам, то Лена написала это письмо спустя три месяца после смерти — 22.09.1944. Именно эта нестыковка, описка, и сделать только близких сомневаться в том, что дочери больше нет. Она погибла случайно, сорвавшись с ноги многотонного грузовика в колонне других машин под налетом немецкой авиации входившего в уже освобожденную от фашистов Таллин. Гвардии старшину Е. М. Варшавскую, 1925 года рождения, награжденную медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны I степени, похоронен на площади Тынисмяги в первой из тринадцати.

В 2007 году родители Ленины Варшавской в живых уже не было. Но ее брат был готов сдать свою кровь, чтобы идентифицировать останки: «Я совершенно слеп и очень болен, — закончил старик грустная сказка. — Это было бы справедливо, если бы благотворители отправили меня лечиться в Израиль, потому что мой двоюродный брат отдала свою жизнь во имя мира во всем мире. Да и саму Леночку, было бы хорошо, если также похоронен на Святой земле, на гору елеонскую».

Пока старик мечтал о будущем для себя и для новой на могиле Лены, в Таллинне разворачивались события другой войны…

Ночью ждали

В конце апреля 2007 года. стало ясно, что Солдат защищает не удастся.

Но его защитники только по сомкнули свои ряды. Чистые книги детей, не признававшие офф.

«Я начал кричать 14-летних школьников, чтобы сразу же пошел домой, потому что в ход уже шел слезоточивый газ, резиновые пули, светошумные гранаты», — вспоминает Максим Рева, один из организаторов «Ночного дозора». В апреле 2007-го он был один крик сдерживал толпу из нескольких сотен человек, для тех, которые не поддавались на провокации.

Максим Рева 10 лет спустя я стенд Бессмертного полка.

Максим был арестован, несколько месяцев провел в подземелье, и также, почти ослеп.

«Нет, меня не бить, но нервы, плохое питание, камера восемнадцать метров на шесть человек, из которых двое с ВИЧ, все это сказывается отрицательно на здоровье», — вспоминает он.

Вот уже несколько лет Максим является гражданином России. В Санкт-Петербурге, где сейчас живет, занимается финансовой и политической консалтинговой фирмы.

«Несмотря на постоянное место жительства в Эстонии у меня есть. Она не пользуется он работает лучше власти, потому что все время возникает вопрос — впускать меня или нет, но есть родители, дочь, в прошлом году она в первый раз отстояла в почетном карауле у Бронзового солдата на 9 мая», — говорит Максим.

…В течение почти всей «бронзовой ночи», самый страшный и разгульных ее часа, город был предан в руки негодяям и провокаторам, некоторые фиксировал бесчинства на камеру, чтобы затем представить в Совет Европы: посмотрите, что делают эти русские варвары…

Утром перепуганные родители ищут для своих детей по данным полицейских участков.

Тетя Вера на могиле сына.

Живы были все. За исключением одного. 20-летняя Тетя Матрена, российский гражданин, житель города Муставеэ за заслуги». Его зарезали неизвестные. «Убит в ту ночь я мог бы быть я, не так ли каждый из нас», — считает Максим Рева.

Случайной жертвой, выхваченная из толпы.

«Четверо были обвинены в организации массовых беспорядков, это два или три года лишения свободы, — напоминает и экс-комиссар «Наших» Марк Сирык. — Когда мы с ребятами были арестованы, срок по статье изменили в жизни… Несмотря на то, что мы попали на скамью подсудимых по старому Уголовного кодекса».

Подростки, которые приняли участие в массовых беспорядках во имя великой идеи… В другом месте и в другое время, может быть, они получат по-полной. Но Эстония-это Европа. В ситуацию вмешался европейский союз. Комиссия европейского Парламента тщательно контролироваться, расследование, выявлены случаи избиение протестовавших и применения к ним пыток и настаивал на том, чтобы не допускать подобного впредь. Эстония — свободная страна.

«Если бы не было этого информационного подъема, мы так же не вышел на свободу», — считает и сегодня Марк Сирык.

И 5-го января 2009-го все шесть подсудимых были сняты все предъявленные им обвинения, их полностью оправдали.

Но Марку Сирыку все же пришлось покинуть свою родину. «Везде, где я устраивался на работу, звонят из полиции и предупредил насчет моего прошлого, я потерял много друзей», — бросает руки, он.

Марк пошел за рубежом. И теперь, как и Максим Рева, живет в Санкт -. Вместе с мамой делает венецианские карнавальные маски, он имеет свой собственный сайт, говорит, что о политике больше не думает. Утеряно и забыто.

Дмитрий Линтер — пожалуй, самый распиаренный в СМИ активист «Ночного дозора». В прошлом году он впервые провели акцию «Бессмертный полк» в Таллинне — раз шел мимо базы оон на кладбище к Бронзовому солдату, на этот раз власти запретили, но люди (по крайней Дмитрия на месте не было, его задержали для допроса) не слушали требованиям полиции, чтобы остановить, и что в конце концов отступила. Я был там сам и видел это.

Расплата

Да, «бронзовый апрель» навсегда изменил судьбу каждого, кто ее пережил. Уехал в Израиль, вместе с прахом сестры «старик Варшава», «Ленина» нашли свой покой на солнечном склоне Масличной горы, где в состоянии покоя на праведника, и на брата, я надеюсь, вылечить своих больных глаз.

Старшие сестры Сысоевы, с которых все начиналось, вернулись домой ни с чем. И я так и не смог их спросить за это прощения. И я никогда не буду сама себе это простить. Их отец, капитан Сысоев, единственный, который так и не был обнаружен среди похороненных на Тынисмяги. Мелькнула даже мысль, что это происки эстонских властей, в качестве мести за то, что русские бабушки подняли волнения, так сказать на весь мир.

Но все разъяснилось страшнее и проще. В 90-е годы памятник был подвергнут реставрации, рабочие повредили домовину, где лежат кости, и где вы их выбросили….

Пепел еще трое солдат с Тынисмяги поспешно их нашедшиеся родственники в России и Украине. Остальные восемь переехал вместе с памятник на военное кладбище.

Но, очевидно, все еще не может безнаказанно беспокоить останки умерших. И Эстония трудно заплатила за то, что сделал.

Останавливается выгодных контрактов, резко сократился импорт, почти наполовину снизился поток переход российских товаров и транзита в таллинские порты, ежегодные потери эстонской экономики после событий десять лет срок исковой давности, являются для 8 миллиардов евро в год — эта цифра недавно объявила экс-премьер Тийт Вяхе.

Ну, каждый должен платить по счетам.

Дело же общества Эстонии раскололось и… воскресло. Именно перенос памятника сплотил наши. Показали властям, что с нашей памяти, и наши прошлые игры не стоит. Русские, еще вчера стремившиеся получить европейское гражданство, и о том, зубрившие эстонский язык, вдруг бросил это дело — поток подававших документы разбавленный, потому что в глазах Ес, стремится к толерантности, это минус для Эстонии. А сами эстонцы вспомнили, что русские могут быть и такие, как в мае 45-го.

«То, что выглядело как поражение, стал на нашу победу. Если Бронзовый солдат остался на Тынисмяги, ничего бы этого не было», — говорит Максим Рева.

Но сам Бронзовый солдат все более удаляется в прошлое… Новые времена, новые инфоповоды…

И только где-то в Муставеэ на берегу Чудского озера по-прежнему не спит ночами Веру Ее. Тетя…

В этом году убийства ее сына тоже 10 лет. Срок исковой давности истек. «Мне трудно поверить, что преступники будут найдены», — честно признался «МК» несчастной матери.

Только для нее все это было, как вчера, и всегда будет вчера.

Она 63, а Музыкант в этом году исполнилось бы 30. Бывшая учительница по истории, в трудные времена, чтобы прокормить двух детей, устроившаяся на рыб завод простой работницей. Сегодня она ни в чем не нуждается. По решению Президента России Веры Ганиной выплачивается специальная пенсия, она отправилась на улучшение здоровья в санатории Управделами Президента РОССИЙСКОЙ федерации в Юрмале. Посольство и генконсульство в Нарве полностью взял на себя заботу по уходу за могилой Димитрия Тетя.

Памятник там отличный, это только, как говорится, Дыма в нем намного старше, чем был в жизни, таким, каким он может быть, происходит сейчас.

Рочегда—Архангельск—Таллин—Москва, 2007-2017 года.

Денис МОСЮКОВ, пресс-атташе посольства России в Эстонии:

— На годовщину «бронзовой ночи» был приурочен ряд мероприятий, в том числе организованных посольством России в Таллинне. На сайте посольства по адресу estonia.mid.ru открыт специальный раздел, где вы можете ознакомиться с хронологией, что произошло и достоверную информацию о ходе расследования убийства молодого россиянина в центре эстонской столицы. Там также доступны для просмотра фильм «Бронзовый апрель глазами русских» — событие 2007 года. в объектив кинодокументалиста Олега Беседина.

Кроме того, при поддержке посольства информационное агентство Sputnik-Эстония и портал BaltNews.ee призывает всех заботиться, чтобы почтить память Димитрия, используя хэштеги #ПомнимГанина и #RememberGanin в Twitter и Facebook. Акция призвана еще раз обратить внимание эстонских властей на необходимость расследования резонансного преступления.