Церковь исправить брак: собор РПЦ решит вопрос о венчании «разведенцев»

фoтo: patriarchia.ru
Пaтриaрx Кирилл нa мoлeбнe пeрeд мoщaми св. Тиxoн, дo oткрытия aрxиeрeйскoгo сoбoрa.

Дeлeгaты съeздa aрxиeрeeв встрeтятся нa четыре дня: завершить работу планируется 2 декабря. Предыдущий собор был относительно недавно — в феврале 2016 года. Но это был необычный съезд: главный вопрос на повестке дня тогда была выработка позиции в отношении Всеправославного собора на острове Крит, который должен был пройти в июне того же года. В конце концов, как мы знаем, делегации РПЦ в Крит не пошел. С последнего «полноценного», следующего архиерейского воды утекло гораздо больше: он был почти пять лет назад — в феврале 2013 года. «Сегодня и в ближайшие дни нам предстоит обсудить, как развивается внутренней жизни и внешней деятельности Русской церкви в период с 2013 г., и обдумать перспективы нашего развития», — отметил предстоятель РПЦ громадье, предложенной повестке дня.

Важность собора‑2017 ухудшается, и ряд других обстоятельств. Во-первых, его созыв был посвящен 100‑летию восстановления патриаршества в церкви: выбор патриарха Тихона, датируется 18 ноября 1917 года по новому стилю, эти обвинения — 4 декабря. Это событие будет посвящено специальное заседании собора. Во-вторых, участникам собора предстоит стать свидетелем еще одно историческое событие: планирует посетить Россию. В последний раз глава Российского государства посещал церковный конгресс, в конце XVII века.

Программа была большой и разнообразный. Архиереям предстоит, наконец, решить волнующий многих мирян вопрос: сколько раз допустимо вступать в церковный брак и «засчитаются» ли при этом только браки, освященные венчанием, или также и тех, которые были зарегистрированы в гражданском порядке? Окончательный вердикт будет установлен в документе, озаглавленном «канонических аспектов церковного брака».

Внесен в повестку дня и многих других злободневных для Церкви вопросы. Среди других вещей, например, делегаты церковного съезда о рассмотрении проекта «Положения о монастырях и монашестве», обсудили многие из 2010 года, и, чтобы положить конец спорам о том, в какой степени черный духовенству позволителен доступ к такому мирскому соблазну, как Интернет.

Однако, проблемы, определенные в своем вступительном слове патриарха, можно сказать сразу, вряд ли имеет решение. Кирилл подверг критике эти священники, «которые совершитель Таинств, и проповедника божьего слова, уступает место администратора или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов». По словам Кирилла, глядя на этот священник, «люди могут в конечном итоге прекратить сакральный характер Церкви, поставив его в один ряд с общественными организациями». Слова Христа «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» все «не означает призыва к самой Церкви, чтобы слиться с миром», настаивает на том предстоятель РПЦ.

Это, безусловно, увесистый камень в саду такие священники, как протоиерей Мария Чаплина, чья общественная деятельность, так как известно, что очень далеко выходит за рамки его пришествия. В интервью «МК» Чаплин заявил, что не разделяет позицию патриарха по этому вопросу:

— Начнем с того, что патриарх сам много лет пытается стать модератором на общественных процессов. Напомним, речь Всемирного русского народного собора в 1990‑х и 2000‑х годов. И это было приятно, хотя в конечном итоге оказалось не так успешно, из-за отсутствия мужества и концептуальности. Патриарх, епископ, каждый священник не должен замыкаться в границах богослужения, храмовой проповеди. Это особенно верно сейчас, когда власть была морально дезорганизованы, не найти решение многих кричащих вопросов. Церковь, конечно, не должны участвовать в партийной и предвыборной борьбы, но отказаться от моральной оценки того, что происходит в обществе, значит отказаться от Христа. Христос никогда не уклонялся от вопросов, окружавших его людей. Для Церкви не должно быть запрещенных тем. Да, я откликаюсь, когда меня приглашают принять участие в той или иной дискуссии. И с моей точки зрения, было бы не по-христиански, чем такие приглашения уклоняться. Но, увы, многие представители духовенства молчат, боятся высказать свою позицию.

Я Не согласен Чаплин и с патриаршей оценки межсоборного периода: «Да, есть успехи. Численный рост духовенства, приходов, епархий продолжается, хотя и сильно замедляется. Но сейчас нужен качественный рост. Между тем нарастают проблемы, которые церковное руководство, очевидно, игнорируются. Это отсутствие диалога между гражданским властям и критически настроенной православной общественности. Это очень отступление от канонических правил. Это явление, как симония — получение церковных должностей за взятки. Лакировать, заметать эти проблемы под ковер — это означает, чтобы предотвратить дальнейшее церковное возрождение».

Среди других требований Чаплин в адрес церковного руководства — выход из Всемирного совета церквей. В этом отец Марии полностью соглашается с представителями православной общественности, обратившимися к «соборянам» соответствующее сообщение: РПЦ не место в организации, в руководстве которой находятся «представители общин, венчающих гомосексуалистов». Есть мнение вы Чаплин и семейное дело. По его словам, это «немного мягче, чем при радикальных ревнителей церковных канонов, которые считают, что нет повторный церковный брак невозможен, если в случае смерти супруга или супруги». По словам священника, люди не виноваты в распаде семьи, которые оставила жена или муж, — «может быть, рассчитывать на какой-то церковной снисходительности». Но что касается остальных «разведенцев», Чаплин был неумолим: «Не церковных решения не могут противоречить словам Христа. Даже если эти решения принимаются в интересах крупных политиков, спонсоров или «звездным» артистам».

Но, возможно, участники собора придерживаются другого мнения по этому вопросу.