фoтo: pixabay.com
Винoвник пeрeпoлoxa – житeль сeлa Лoпaтки Eвгeний Вaсильeв, судя пo инфoрмaции мeстныx СМИ, «шпиoн» никaк нe тянeт. 39-лeтний мужчинa являeтся oтцoм чeтырex дeтeй и, крoмe тoгo, является инвалидом 3-й группы.
По словам Евгения именно произошло с ограниченными возможностями здоровья – развивается астма, и заставили его заботиться о покупке следящего гаджет: поиск по полям-перелескам гуляющего свободного выпаса (и иногда слишком хорошо «играющего в прятки») теле совсем не легко, если ты на каждом шагу задыхаешься.
В начале этого года, зайдя в Интернет, Анелия найти на сайте одного из самых популярных китайских интрнет-магазинах, что вам нужно: портативный ящик трекер, который довольно удобно прикрепить на ошейник животного и потом спокойно «пеленговать» местонахождение, получая информацию на компьютер или смартфон. Правда, по словам Евгения, инструкция была переведена на русский, это довольно некрасиво, но сопровождается понятными фотографиями: изображены машина, скутер, ребенок, собака, – которые можно легко найти, используя этот GPS трекер. Цена гаджета полностью устроила избе, и он сделал заказ. Оплату провел в Австрии, а некоторое время спустя – 29 сентября, Евгению позвонили из почтового отделения и сообщили о прибытии груза на его имя. Дальше начался настоящий детектив.
Вот что говорит об этом сам Васильев. Когда он пришел по почте, тамошние работники дали ему пакет, попросив сразу же открыть его — якобы для того, чтобы убедиться, что он был в них, удостоверился, все ли внутри соответствует заказу. А на выходе из отделения связи к свежеиспеченному владельцу трекера пришли в сопровождении местного личной двое «одежда» и попросил дать объяснения об устройстве и приобрести его. Евгений рассказал о проблемах, с убегающим теленка, потом принести обед дома, показал самые теленка и показал ему на компьютере файлы с заказами, отправленными на китайской интернет-компании. После этого сотрудники ФСБ конфисковали у него прибор – «о проведении проверки». Каково же было удивление мужика, когда через некоторое время ему сообщили, что я купил совершенно законно, через знакомого, который пользуется популярностью интернет-магазин гаджет на самом деле это «специальное техническое средство», что покупка такой электронной техники от частных лиц была запрещена, и это деяние подпадает под статью 138.1 уголовного кодекса РОССИЙСКОЙ федерации «Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
Попытки Васильева объяснить чисто утилитарные намерения осуществления трекер, ссылаться на слишком резвого теленка, ни к чему не привели. Он отметил, что на выводы экспертизы, согласно которой куплен из Китая GPS-устройства – это самый настоящий «жучок». Теперь бедолагу-мужика ожидании суда и перспектива очень серьезные штрафы. В конце концов той же статье 138.1 уголовного кодекса РОССИЙСКОЙ федерации, заявив, что виновные «наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей… либо ограничением свободы на срок до четырех лет, или принудительные работы на срок до четырех лет…, или лишение свободы на срок до четырех лет…»
При этом едва ли не наибольшее возмущение у Евгения Васильева вызывает тот факт, что в Интернете можно обнаружить огромное количество предложений о покупке GPS-трекеров. Все сайты абсолютно законно, но нигде не говорится о том, что есть некоторые правовые ограничения на приобретение подобных приборов: «Как я мог узнать, что эту покупку незаконной?!»
Оказывается, что подобные инциденты не являются редкостью в нашей стране в последнее время и у жителя села Лопатки есть немало товарищей по несчастью. Вот лишь несколько свежих примеров, когда GPS трекеров «подложили свинью» своей иногда даже так и не состоявшимся владельцам.
В июне 2017 года в Омской области суд города Щучье признал местного жителя, купившего GPS трекер через интернет-магазин, виновным в незаконной спине специальные технические средства, и ему был выписан денежный штраф.
В конце мая в пострадавших оказался брат Евгения Васильева 52-летний Владимир Тактаев из Курганской области., купил экшн-очки и попытавшийся позже продать их через интернет-сайт объявлений. Человек, признанный виновным в незаконной спине специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и подтверждения наказания в виде ограничения свободы на 8 месяцев.
В октябре судимость «трекерное» дело было заведено в отношении 21-летней жительницы лас-вегаса. И себя «шпионский» гаджет в руках заказавшей через интернет девушки даже не попадает: его изъяли сотрудники таможни. В тот же день, та же история закрутилась вокруг 28-летний житель кондинского района Ханты-Мансийского Автономного округа…
Для того, чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «МК» обратился к адвокату Виктору Корнаухову.
– Виктор Васильевич, я специально посмотрел в «Википедии» и раздел, посвященный GPS-трекерам и вот что прочитал: «GPS-трекер (также GPS-контроллер) – устройство приема-передачи данных для спутникового контроля автомобилей, людей или других объектов, к которым он присоединяется… Сферы применения персонального GPS-контроля: наблюдение за выездными сотрудниками компаний; слежение за ценным багажом, грузом, наблюдение за детьми, пожилыми родственниками; слежение за животными; туризм, активный отдых… Могут использоваться для контроля за передвижениями человека чаще всего, для поиска и защиты детей или пожилых людей…», Как будто все это вполне логично приводит к выводу, что покупка на человека для личных нужд «хозяйства» этот трекер является совершенно законным. Почему происходят инциденты, подобные тому, о котором сообщили из Курганской области?
– В его нынешней форме 138-я статья предусматривает наказание в том числе и для приобретения техники, которые стороны, определяют как специальные технические средства, такие, могут быть признаны для GPS-трекеры, видеокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы… Многие наблюдатели пытались оспорить поправки в «сто тридцать восьмой», а в свободное время высшими судебными инстанциями было даже принять решение, что при рассмотрении подобных случаев с «следящими гаджетов» следствие должно доказать, что гражданин не только приобретает такой прибор, но и с ним вторгается в частную жизнь других людей – то, что подсмотрел, подслушал… Однако, на практике этот алгоритм наиболее часто не действует. Считается «по умолчанию»: если приобрел тот же GPS-трекер, означает создать с помощью какой-нибудь шпион.
В разных странах отношение к таким гаджетам разное. Где-то, где никто не считает их «спец-техника», где-то показали по этому вопросу-высокие требования. У нас именно такая ситуация: оборот данных электронно-навигационных приборов ограничено.
Большая проблема в том, что интернет-продавцы такой техники почти нигде не сообщают о возможных проблемах с законом, которые могут возникнуть у российских покупателей. Поэтому почти все, попавшие в ловушку с покупкой трекеров, возмущаются: ну откуда я мог знать?
Мой совет: если не хотите неприятностей, но все же воздержитесь от покупки такой техники. Даже, если продавец пытается убедить вас в абсолютной безопасности, это приобретение!
Ну если кто-то уже «под удар», иногда можно попытаться все-таки избежать наказания. Это относится и к упомянутой вами истории девушки из лас-вегаса. Насколько я понял, вы интернет-магазин по ее заказу из Китая GPS трекер это получить на руки не удалось, так как были обнаружены и изъяты сотрудниками таможни. Это дает возможность говорить о том, что девушка официально не является «приобретателем» этого гаджета. Покупка подразумевает факт факт получения товара в собственность. При покупки через интернет-магазины, в соответствии с их правила (они должны по идее быть четко сформулированы в оформленном магазин договор), продукт становится собственностью покупателя только с момента его получения на руки и отправился в связи с этим подписи в сообщение электронной почты или квитанции, принесенной курьером. Если такого нет – означает, что человек формально еще не стал собственником (им остается магазин), и его обвиняют только в покушении на приобретение прибора. Но для наказания за покушение на приобретение тексте закона ничего не говорится.