Миф о «хорошем советском образовании»: еще одна причина для развала СССР

фoтo: Aлeксeй Мeринoв

Пo мoeму скрoмнoму мнeнию, рaсскaзы o «лучшeм в мирe сoвeтскoм oбрaзoвaнии» — этo миф, кaк и миф o «лучшeй в мирe сoвeтскoй eсть».

Oбрaзoвaниe в СССР былo oчeнь рaзным — инoгдa xoрoший, инoгдa дaжe хорошо, а иногда — просто отвратительно.

Самое главное-он не одинаковый для всех жителей страны, а его качество, как географические, так и временные различия.

Если попытаться сделать оценку советского образования, то, конечно, следует рассматривать отдельно разные исторические периоды. Если попытаться представить себе всю картину полностью, это будет синусоидальной волны. Были свои взлеты и падения в совершенно объективных причин — голода, хаоса после Гражданской войны, краткий взлет в период нэпа, потом репрессии, война, снова хаос и голод, борьба с «безродными космополитами», взлет в период оттепели, далее постепенное снижение производительности в период брежневского застоя.

Восходящий тренд «синусоиды» советского образования последнее примерно до середины семидесятых годов, после чего начинается постепенная деградация, которая, увы, не закончена и по сей день.

Кроме того, «эпохальных» различия и географические. Разница в образовании между Россией, Украиной, Белоруссией и Прибалтикой, с одной стороны, и среднеазиатскими и кавказскими республиками — с другой, колоссальная. Огромную роль здесь играет коррупция и феодализм последние.

Коррупция пронизывала все сферы жизни на Кавказе и в Средней Азии, и система образования не является исключением. Все началось с детского сада, продолжается в школе, а на уровне престижных университетов взятки достигает космических размеров. Например, чтобы попасть в Ташкентский мединститут в начале восьмидесятых годов «потянул» на 10 000 (десять тысяч) советских рублей — и это при средней зарплате 100 рублей в месяц!

Чтобы было ясно соотношение ценностей — двухкомнатная кооперативная квартира стоит 5500 eur. Это почти две двухкомнатные квартиры пришлось отдать, чтобы любимое дитятко получить возможность учиться на врача.

Конечно, «кухаркины дети» в мединститут поступить не может, по крайней мере, они гении от рождения.

Мне, поступавшему в ТашгосМИ в 1983 г., это невероятно счастливы — то всю Узбекскую ССР, всех этих взяточников и казнокрадов шерстила большая группа следователей из Москвы под руководством известного Гдляна и Иванова. Так что, пользуясь случаем, передаю им низкий поклон для себя и для тех, кто наведенный из них (на короткое время) орден дать шанс поступить в здании знаний, а не «по блату».

Нет социального равенства не было и в среднее образование.

Я сам все десять лет следует в обычной школе в рабочем гетто на окраине Ташкента. С тех знаний, которые я там получил, чтобы пойти в престижный университет, нечего и мечтать. На английском языке, например, у нас практически не преподавался с 5-го класса — просто не учитель! Преподавание физики-это «не» — в первый раз ее вела математичка, потом, в средней школе, нашли «предметницу», что само по себе ничего не понял, но уроки вела.

Мы все думали, что мы просто настолько тупые, что не можем понять такой сложный предмет, как физика, пока я не начал заниматься с тренером и не уяснил, что наша физичка просто не знает математики в правильный размер. А какая физика без математики?

На самом деле, если бы не были учителя, которые мне выплачивает моя мать, не видать бы мне мединститута, как своих ушей.

Кстати, преподаватели были стоимость не сказать, что это дорого, но не дешево. Один урок стоит около 3-5 евро, а это, секундочку, ежедневный доход при средней зарплате в 100 рублей в месяц. Так что дети из семей с низким доходом, шансы не имели.

Конечно, в СССР, Украинская ССР, картина немного другая. Но все-таки выпускник сельской школы не в равных условиях с выпускником столичной элитной школы с углубленным изучением всего на свете!

Но в среднеазиатских республиках, разрыв между городом и деревней все еще катастрофичнее. Из своих однокурсников-узбеков, которые приехали из области, я понял, что они были на сельхозработах в 3-4 месяца каждый год! Это не во время летних каникул, а в течение учебного года! Вы можете себе представить, что такое уровень «среднее образование» в республике болгарии.

Кстати, исходя из направлений является так называемый «региональный разрез» — у них был свой, отдельный конкурс, на несколько пунктов ниже, чем для участников из столицы республики. Но это так, цветочки. Веселье началось тогда, когда они были на конкурсе, и мы начали учиться. Здесь выяснялось, что большинство из них не знают русский язык, как и все обучение на первый курс на учителя строго на русском языке (вступительные экзамены, они прошли на узбекском)!

Они мне честно рассказывали, весь первый курс они вообще не понимали, о чем идет речь на лекции и семинары! Четыреста человек на моем курсе таких было 320 человек).это. 80%. Именно столько мест выделено для абитуриентов из областей.

Справедливости ради нужно сказать, что среди моих узбекских коллег были свои Ломоносовы, которые, несмотря на изначально неравные стартовые возможности, до конца института изучили не хуже, чем европейцы. Но таких, к сожалению, было немного. И не потому, что жестокими-глупый, ни в коем случае, а просто потому, что при царящем в национальных республиках феодализме социальные лифты не работают и в вузы попадают не по уму и знаниям, а по блату. Так что умные ребята там оказывались только по счастливой случайности.

Позже, уже работает врачом, я имел возможность неоднократно убедиться, к каким трагическим последствиям все это приводит.

Например, когда я проходил клиническую ординатуру по хирургии в самом передовом на тот момент в Средней Азии Института грудной хирургии (Ташкентский филиал Всесоюзного научного центра хирургии), то лично видел, как сотрудникам удалось два раза, чтобы совершить «подвиг» — провести вскрытие грудной клетки не с той стороны! Вот такие «национальные кадры», производства советских университетов.

Историй много, и весь ужас в том, что в руки такие стали врачи «по блату» гибли люди.

Конечно, в ссср образование и наука являются сферами, в которых мы достигли значительных успехов. Женщины не разучились рожать умных детей, и в отраслях, не представлявших интереса для коррупции, такие дети могут сломать. Это, прежде всего, основные отрасли — математика, физика, химия и т.н., На физмат можно поступить без взятки даже и в Средней Азии и Закавказье-потому что трудно учиться, а специальность, не были «вместе» — в сравнении с юридических, медицинских, торговых и других подобных вузов.

Однако в СССР, Украинской ССР, белорусской ССР, где теневая экономика не была так развита, как в южных и юго-восточных национальных республик, карьера ученого или преподавателя вуза является весьма привлекательным, так как науки и высшего образования хорошо финансируется государством. Благодаря тому, что СССР долгие годы сохранить лидирующие позиции в математических и физических дисциплинах. Немалую роль здесь играет потребностей военно-промышленного комплекса.

Но, несмотря на высокие достижения в области фундаментальных наук — российское образование отставало в области инженерии. Коммунистические лидеры в своих потугах «догнать и перегнать» Запад, прежде всего США, шли по экстенсивному пути, т.это. преследовать много, что наносило ущерб качеству обученных кадров.

В годы брежневского застоя инженеров в СССР плодили, как инкубаторских цыплят. Огромное количество университетов готовило инженеров для различных отраслей народного хозяйства и течет там может быть без конкуренции. Во многих таких непрестижные университеты может поступить с «тройки». Но и работу после окончания не слишком привлекательно — низкая зарплата, карьерный рост довольно вялый. В те годы выражение «как простой инженер».

В самом деле, в СССР было едва ли не трехмиллионная армия «инженеров», которые, по большей части, инженеры не являются, так как не были в состоянии решать комплексные инженерные задачи. Например, на протяжении всей истории «совок» не создал ни одной машины «с нуля» — все модели, как для легковых, так и грузовых, западные.

Исключения можно найти в том же военно-промышленный комплекс, в который традиционно выкачивал лучших ресурсов — денег, товаров, и, конечно, человеческих. В создании оружия СССР был достаточно успешным, хотя далеко не все технологии были созданы местные инженеры — очень «совок» воровал на Западе.

Но так как это были услуги советской разведки, а ее деятельность окутана тайной, правительство приз «за создание новых военных технологий» получают какие-то КБ (конструкторские бюро).

Несмотря деградации советского образования, не она была причиной развала СССР. За 25 лет, прошедшие после распада СССР, российское образование деградировало неизмеримо больше, но Россия не развалилась.

Я считаю, что одной из основных причин распада СССР было смерти социальной справедливости и социальных лифтов. В конце концов, в СССР, в первую очередь, чтобы проходить на дармовом или полудармовом труда рабочих и крестьян, которые мотивировали массированная пропаганда. Когда наш народ на протяжении трех поколений видел несоответствие между тем, что обещают коммунисты, и то, что есть в реальности, он остановился «вкалывать за идею», и становится все больше и больше прячутся. Ну, и он исчез социальной справедливости приводит к отрицательным выбора: на руководящие должности были не самые лучшие, умные, честные, а хапуги и карьеристы. Вот почему СССР стал «совок», а затем рухнул.

Но это уже другая история.